Льготы для аптек – вопрос стратегической важности
Льготы для аптек – вопрос стратегической важности
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group Ярослав Шульга:
Сегодня аптечный сектор находится в какой-то совершенно уникальной ситуации. Старшее поколение сотрудников аптек прекрасно помнит те времена, когда аптеки были полноценными участниками системы здравоохранения.
Когда провизоры и фармацевты были приравнены к медицинским работникам, а аптечная организация в силу специфики своей деятельности считалась "вредным местом труда" (с положенной компенсацией профессиональной вредности для аптечных специалистов).
А сейчас мы наблюдаем совершенно иное: аптечный сектор, по сути, полностью переведен в статус "торговых организаций". Профессиональная вредность и соответствующие компенсации куда-то исчезли, но... При этом регулятор по-прежнему требует от аптек выполнения определенной социальной миссии. Те же ограничения наценки на ЖНВ/1П при постоянном увеличении списка этих препаратов - не вмешательство ли это в коммерческую политику «торговой» организации, выведенной из системы здравоохранения?
Собственно, в социальной миссии нет ничего плохого и неправильно - жизненно необходимые и важнейшие препараты должны быть доступны для каждого пациента. Но если регулятор - даже с благими конечными целями – вмешивается в коммерческую политику организаций, которые сам же и вывел в торговлю, то, может быть, стоит дать им льготы, преференции?
Увы, этого не происходит. Скорее наоборот.
Более того: специальные налоговые режимы, которые без преувеличения помогали одиночным аптекам, небольшим аптечным сетям попросту выжить, и те "приказали долго жить” ввиду того, что использование ЕНБД и реализация маркированных товаров признаны несовместимыми. Да, отдельные регионы могут ввести "налоговые каникулы", могут ввести некоторые послабления, но общий вектор движения более чем понятен.
Потеря возможности работать с использованием ЕНБД, прежде всего, ударит по "малышам". По тем, у кого нет доступа к маркетинговым контрактам. По тем, у кого малый запас финансовой прочности. По тем, у кого нет за спиной другого бизнеса, страхующего риски. Насколько этот удар будет серьезным?
По оценкам экспертов отрасли, рентабельность аптечного бизнеса имеет значения в коридоре от 1 до 3%. Потеря от отмены ЕНБД или патентной системы налогообложения - это около 1% рентабельности. Вычитаем эту цифру из имеющихся трех или двух, или же одного процента...
То есть удар по аптечному сектору достаточно серьезный. Отразится ли он на росте цен на лекарственно-фармацевтическую продукцию?
Тут даже думать не надо: если увеличивается налоговая нагрузка на организацию, то в конечном счете эта налоговая нагрузка ляжет на плечи конечного покупателя. То есть пациента.
Хотел бы еще раз обратить внимание: если регулятор видит в аптеках их социальную миссию, если регулярно выдвигают инициативы «ограничить/запретить/обязать/вмешаться в витринную выкладку, ценообразование, первичную рекомендацию самой доступной продукции» и пр. - значит, льготы и преференции должны быть у аптек в обязательном порядке.
источник: sojuzpharma.ru