Вопрос-ответ: консультирует юридическая служба ААУ «СоюзФарма» (обзор №5)
Вопрос-ответ: консультирует юридическая служба ААУ «СоюзФарма» (обзор №5)
Социально значимым предприятиям особенно необходимы меры поддержки и возможности развития. Аптечная организация здесь – не исключение. Более того, фармацевтической деятельности исключительно важны те гарантии, которые предусмотрены в действующих правовых актах.
Вопросы фармацевтов и провизоров, поступившие в юридическую службу Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» с 27 июня по 1 июля, касались ряда механизмов поддержки для небольших аптечных организаций и их сотрудников – а также возможностей их применения. Наиболее интересные фрагменты консультаций, проведенных на прошедшей рабочей неделе,- в нашем новом обзоре.
Вопрос: Можно ли при реорганизации аптечного предприятия перевести в другую организацию сотрудницу, находящуюся в «декретном» отпуске? Сохранятся ли у нее выплаты, установленные до достижения ребенком полутора лет – и продолжится ли отпуск при таком переводе?
Ответ: Согласно Трудовому кодексу РФ, перевод работника с его согласия к другому работодателю и реорганизация юридического лица – это две абсолютно разные ситуации. Их правовая природа различна. Однако и в первом, и во втором случае ТК РФ запрещает перевод на другую работу без письменного согласия работника.
Перевод на постоянную работу к другому работодателю – согласно статье 72.1 ТК РФ – возможен как с письменного согласия работника, так и по его письменной просьбе. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (в соответствии со ст. 77 ТК РФ).
Если речь о сотруднике, находящемся в отпуске по уходу за ребенком, то оформлять выход на работу для его перевода не требуется. Процедура будет аналогичной переводу на другую работу во время ежегодного отпуска. Если работник (по его просьбе или с его согласия) переводится к другому работодателю в порядке ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ - то оформляются стандартные документы, необходимые для увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с таким переводом. В частности, можно оформить трехстороннее соглашение о переводе между Вами, работником и новым работодателем. Затем оформляются документы об увольнении.
Что касается реорганизации юридического лица, то о данной процедуре работодатель обязан письменно уведомить всех работников не позднее, чем за два месяца. В тексте уведомления должны быть сведения о праве сотрудника отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией и данные о сроке, в который необходимо направить такой отказ работодателю. Также должно быть отмечено, что в этом случае по завершении реорганизации (согласно ч. 6 ст. 75 ТК РФ) трудовой договор будет прекращен по положениям п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Если работники не возражают против продолжения работы у правопреемника реорганизованного предприятия - то трудовые отношения не прерываются, а переоформляются. Заключается дополнительное соглашение. Его структура и содержание зависят от выбранной формы реорганизации.
Согласно не только Трудовому, но и Гражданскому кодексу, при реорганизации юрлица трудовые отношения с работниками продолжаются. А значит, выплаты сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, производятся в обычном порядке. До даты реорганизации их ведет реорганизуемое предприятие, а после этой даты – уже «новое», его правопреемник.
При переводе к другому работодателю ситуация иная. Если сотрудник получал пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, то не позднее трех рабочих дней после увольнения с прежнего места работы в территориальный орган ФСС РФ необходимо подать уведомление о прекращении права на такое пособие. Такое требование установлено пунктом 43 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 №2010 «Об утверждении Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком».
Форма уведомления утверждена Приказом ФСС РФ от 08.04.2022 № 119 «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию».
Обращаем внимание: право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком утрачивается при прекращении с ним трудовых отношений!
Также отмечаем, что заданные Вами вопросы относятся к внутренней хозяйственной деятельности организации – но не к предмету регулирования фармацевтической деятельности. Принятие решения о реорганизации юридического лица влечет за собой определенные последствия - в том числе налоговые, а также касающиеся переоформления трудовых отношений, начисления страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ, а также выплат социальных пособий. На практике у данной процедуры - множество нюансов. Например, порядок действий работодателя в значительной степени зависит от формы, в которой проводится реорганизация.
Вопрос: Согласно постановлению Правительства №1352 от 11.12.2014 «Об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» муниципальные предприятия обязаны приобретать медикаменты (и иную продукцию) для своей деятельности у малых и средних предприятий. Наша аптека планирует реализовать школам, детским садам, бассейнам и детским лагерям лекарственные препараты и перевязочные материалы. Вопрос с маркированными медикаментами решен с помощью программного обеспечения. Подготовлены проекты муниципальных контрактов (предполагается предоставить накладные ТОРГ-12 и счета на оплату).
Планируемая реализация не является оптовой деятельностью: муниципальные предприятия будут приобретать лекарства не для перепродажи, а для собственных нужд.
Требуется ли в данной ситуации получение лицензии на оптовую торговлю – и нужно ли открывать расчетный счет для платежей со стороны муниципальных предприятий?
Ответ: Описанный вами формат соглашений имеет признаки договора поставки. А согласно статье 507 ГК РФ договор поставки относится к договорам оптовой торговли. Данную точку зрения подтверждает и судебная практика.
Это значит, что для реализации лекарств и перевязочного материала школам, детским садам и другим муниципальным предприятиям потребуется лицензия на оптовую фармацевтическую деятельность. В то же время сотрудники таких организаций остаются вправе приобретать в аптеке лекарственные препараты и другую продукцию аптечного ассортимента как розничные покупатели. Данное право есть у каждого посетителя аптеки - при условии соблюдения ограничений, связанных с рецептурным отпуском, предметно-количественным учетом и иной спецификой ряда категорий лекарственных средств и медизделий.
По вопросу об открытии счета для платежей по муниципальным контрактам отметим следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривает необходимость открыть «специальный счёт» при проведении конкурентных процедур с участием субъектов малого предпринимательства для обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке.
Статья 35 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает обязательность «специального счета» в целях обеспечения заявки и участия в электронных торгах.
Данным Федеральным законом предусмотрено также банковское сопровождение контрактов, часть которого - обязанность открытия «отдельного счета». Информация о таком сопровождении указывается в следующих документах:
- в плане-графике закупок;
- в извещении;
- в закупочной документации;
- в проекте контракта.
Случаи, при которых ведется банковское сопровождение контрактов для обеспечения региональных или муниципальных нужд, определяют органы власти соответствующего уровня (субъект РФ или муниципалитет).
Категории предприятий, в отношении которых устанавливается банковское сопровождение контрактов, перечислены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".
Следует обратить внимание и на положения статьи 6 Бюджетного кодекса РФ: при заключении или исполнении контракта у организаций, отвечающих определённым критериям и являющихся участниками, исполнителями или подрядчиками по такому соглашению, предусмотрена обязанность открывать казначейский «лицевой» счет.
В 2022 году данная процедура регулируется Постановлением Правительства от 24.11.2021 № 2024 «О правилах казначейского сопровождения».
Общий порядок открытия и ведения казначейских счетов предусмотрен приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н и приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 № 44н.
Таким образом, чтобы получить разъяснения об обязательности открытия казначейского счета по тем или иным видам закупок, целесообразно обращаться к заказчикам и в федеральный или территориальный орган федерального казначейства.
источник: sojuzpharma.ru