Пришел марток - оставил без порток
Пришел марток - оставил без порток
Аптечный сегмент ЛП по итогам I квартала 2019 года
Начало года и I квартал довольно сильно влияют на годовые результаты продаж на аптечном рынке. Участники рынка ожидают негативных последствий от государственных инициатив, таких как разрешение на продажу безрецептурных препаратов через интернет, регулирование бонусной системы взаимоотношений сетей и производителей, повышение цен из-за изменения методики ценообразования на ЖНВЛП и внедрения маркировки; также отсутствуют и традиционные факторы роста потребления.
Аптечная лихорадка
После повышенного спроса на препараты против гриппа и ОРВИ в январе 2019 г. в феврале-марте наблюдается снижение продаж препаратов данных групп. В связи с этим впервые за много лет динамика рынка в стоимостном выражении демонстрирует столь низкие показатели.
В I квартале 2019 г., согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, аптеки реализовали 1297,4 млн упаковок ЛП на сумму порядка 255,2 млрд руб. (в розничных ценах). При сравнении с январем - мартом 2018 г. емкость рынка лекарств выросла на 1,7% в рублях и сократилась на 3,9% в упаковках.
Данная динамика продаж в первую очередь обусловлена несовпадением сезонности простуды и гриппа. В 2018 г. пик заболеваемости пришелся на первый месяц весны, что также объясняет резкое падение реализации лекарств в марте относительно прошлого года на 5,0% в рублях и на 11,3% в упаковках. В отчетном году не было как таковой эпидемии гриппа: в конце января - начале февраля эпидемиологические пороги были превышены, однако в марте грипп окончательно стал сдавать позиции.
Цены и ценовая структура
Помимо падения потребительского спроса, который выражается в снижении объема реализации в упаковках, на рынок повлиял и ценовой фактор. Данные графика динамики и структуры ценовых сегментов свидетельствуют о том, что структура коммерческого рынка ЛП в I квартале 2019 г. изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента относительно аналогичного периода прошлого года.
В 2019 г. потребители продолжили переключаться на лекарственные средства высокого ценового сегмента. Положительная динамика была отмечена только у ценовой категории "свыше 500 руб." - на 9,3% в рублях и на 10,2% в упаковках. В результате данного прироста доля самого дорогого сегмента увеличилась на 2,9% в рублях и на 1,1% в упаковках. У потребителей же самым востребованным остается сегмент с ценой до 50 руб. - в упаковках доля таких ЛП занимает 37,7%. Доля препаратов низкого ценового сегмента сократилась на 1,4% в натуральном выражении и на 0,3% в стоимостном в результате снижения продаж.
Импортные и отечественные ЛП
В I квартале 2019 г. доля отечественных препаратов составила 30,2% в стоимостном выражении и 59,1% в натуральном. При этом реализация отечественных препаратов в рублях выросла на 7,2%, тогда как объем продаж импортных лекарств сократился на 0,4%. Как результат, доля российских препаратов в структуре аптечных продаж продолжила увеличиваться, причем рост доли происходит как в стоимостном объеме, так и в натуральном выражении.
Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах в I квартале 2019 г. составила 100 руб., что приблизительно в 3,4 раза ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость средства зарубежного производства составила порядка 336 руб.). Вместе с тем цена отечественного препарата выросла на 8,5%, импортного - на 7,6%.
Рецептурные и безрецептурные ЛП
За первые три месяца 2019 г. безрецептурные препараты заняли 49,6% рынка в стоимостном и 65,7% в натуральном выражении. В результате разнонаправленной динамики Rx-препараты смогли увеличить свою долю на рынке и стали превалировать в рублевом эквиваленте. В итоге удельный вес рецептурных средств вырос с 48,6 до 50,4%.
В упаковках структура рынка лекарств также изменилась в пользу препаратов, отпускаемых в аптеках по рецепту врача. При этом продажи обоих типов лекарственных средств упали - объем реализации Rx-препаратов сократился на 0,8%, емкость рынка ОТС-средств уменьшилась еще значительнее (-5,4%).
Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата составила 289 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 148 руб. Цены на обе категории препаратов выросли относительно аналогичного периода прошлого года на 6,4 и 3,8% соответственно.
АТХ-группы
Рейтинг АТХ-групп возглавляет группа [A] "Пищеварительный тракт и обмен веществ", ее доля составляет 18,6%, что существенно выше, чем емкость других АТХ-групп. Лидерами здесь остаются гепатопротектор "Эссенциале" и эубиотик "Линекс". На третье место вышло ферментное средство "Креон", которое демонстрирует существенный прирост - на 34,0%. В I квартале 2019 г. витаминный комплекс "Компливит" заметно сократил свои объемы реализации - на 24,0%.
Группы [C] "Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы" и [R] "Препараты для лечения заболеваний респираторной системы", а также [M] "Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы" и [G] "Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны" поменялись местами из-за более значительного прироста первых групп.
Максимальный прирост по итогам I квартала показала АТХ-группа [В] "Препараты, влияющие на кроветворение и кровь" (-7,8%). Такое увеличение в большей мере произошло за счет антитромботических препаратов "Эликвис" (продажи выросли на 75,7%) и "Ксарелто" (-30,9%).
На второе место по стоимостному объему поднялась АТХ-группа [С] "Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы" (-6,2%). В данной группе лидируют бренды "Детралекс", "Конкор" и "Лозап". Максимальный вклад в увеличение объемов продаж внесли гипотензивные средства "Вальсакор" (-228,1%) и "Бисопролол" (-53,7%), а также гиполипидемический препарат "Аторвастатин" (-55,9%).
В первые три месяца 2019 г. отрицательной динамикой отметились только четыре АТХ-группы. Группа [D] "Препараты для лечения заболеваний кожи" продемонстрировала максимальное снижение объема реализации на 6,2%. Из TOP20 в данной подгруппе 11 брендов показали падение продаж: больше всего упала реализация у противогрибкового средства "Лоцерил" (-67,4%), противомикробного препарата "Фурацилин" (-50,7%) и стимулятора репарации тканей "Д-Пантенол" (-30,5%).
На 1,1% упали продажи сезонных препаратов АТХ-группы [R] "Препараты для лечения заболеваний респираторной системы". В большей мере такая динамика обеспечена снижением объемов продажи спрея от насморка "Тизин" (-15,8%), антисептических средств "Стрепсилс" (-13,9%) и "Лизобакт" (-11,3%).
Группа [А] и препараты без указания АТХ сократили свои продажи на аптечном рынке на 0,9 и 0,3% соответственно.
Бренды
TOP20 брендов ЛП занимают 11,6% рынка. В рейтинге брендов, лидирующих по объему на розничном рынке, можно отметить ряд значительных изменений. Антикоагулянт "Ксарелто" вытеснил из TOP3 анальгетик "Нурофен" за счет значительной положительной динамики, показав максимальный темп прироста (-30,9%) среди препаратов "двадцатки". Только три лекарственных средства смогли сохранить позиции прошлого года. Среди них лидеры рейтинга - противовирусные препараты "Кагоцел" и "Ингавирин".
Из существенных положительных изменений можно отметить -5 мест у антиоксиданта "Мексидол" (-14,2%) и диуретического средства растительного происхождения "Канефрон" (-15,6%). Покинули рейтинг два препарата - "Найз" (22-я строчка) и "Стрепсилс" (27-е место).
В упаковках по-прежнему лидируют традиционные дешевые препараты "Цитрамон", "Бактерицидный Пластырь" и "Уголь Активированный". Наибольший темп прироста демонстрируют антибиотик "Цефтриаксон" (-36,1%) и гипотензивное средство "Эналаприл" (-30,7%). А вот энтеросорбент "Уголь Активированный" потерял 18,0% рынка.
Производители
Рейтинг фирм-производителей за год изменился менее существенно. На первую строчку по итогам I квартала 2019 г. в коммерческом сегменте поднялась компания Novartis, продажи которой увеличились на 3,7% относительно января - марта прошлого года. Bayer потерял 8,9% рынка в рублях и опустился на 2-е место; Sanofi сохранила за собой 3-ю позицию. Остальные перемещения в рейтинге происходили в рамках трех мест.
Девять компаний из TOP20 показали отрицательную динамику. Сильнее всего упали продажи израильского производителя Teva (-9,2%), отрицательную динамику компании обеспечил антибиотик "Сумамед" (-10,8%). Также снизились объемы компании Bayer, что обусловлено падением продаж стимулятора репарации тканей "Терафлекс" на 23,8%. Наибольший темп прироста демонстрирует словенская компания KRKA: рост продаж препаратов "Вальсакор" и "Лориста" позволил фирме подняться на 9-е место в рейтинге производителей (-3 строчки).
TOP20 производителей в большей мере представлен иностранными компаниями: по итогам I квартала 2019 г. только три компании относятся к российским. Максимальную долю занимает "Отисифарм" с долей 3,5%, располагаясь на 4-м месте.
В упаковках преимущество остается за отечественными компаниями и зарубежными с высокой долей дженериков в своем портфеле. TOP20 производителей рейтинга в упаковках занимают половину аптечного рынка ЛП (50,0%), что сопоставимо с концентрацией в стоимостном эквиваленте (на TOP20 корпораций приходится 53,3%).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
TOP20 брендов по объему продаж в стоимостном выражении на аптечном рынке, I кв. 2019 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
TOP20 производителей по объему продаж в стоимостном выражении на аптечном рынке, I кв. 2019 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
TOP20 производителей по объему продаж в натуральном выражении на аптечном рынке, I кв. 2019 г. |
Источник: DSM Group
Источник: https://sojuzpharma.ru