Как не доставить неприятности
Как не доставить неприятности
Фармацевтический рынок ожидает постановлений правительства, в которых будут прописаны правила дистанционной торговли лекарствами. Один из ключевых вопросов - займутся ли доставкой препаратов фармацевты или курьеры. Часть экспертов уверены в том, что фармацевты не справятся с объемом задачи, и предлагают создать новую категорию специалистов фармрынка - курьеров, обученных доставлять лекарства.
ЧЕМУ НАДО НАУЧИТЬ КУРЬЕРОВ
Принятие закона о дистанционной торговле лекарствами последние три года тормозил неразрешенный спор - кто должен доставлять препараты: фармацевт или курьер. В итоге, зайдя в тупик, разработчики законопроекта решили закрыть глаза на этот вопрос и приняли рамочный документ, в котором принятие решения отдано на откуп Правительству РФ. Однако, судя по тому, что необходимые постановления так и не были опубликованы (на момент подготовки материала правительство не выпустило соответствующих нормативных актов), спор продолжается.
В условиях роста спроса на лекарства фармацевты просто физически не смогут заниматься их доставкой, говорит генеральный директор ООО "Лекарственная экосистема pharmaspace" Герман Иноземцев.
При этом он считает, что курьеры без специального образования должны проходить дополнительный тренинг по правилам доставки препаратов, в том числе рецептурных.
Иноземцев предполагает, что сертификация такого курьера займет от одного до трех дней - акцент важно сделать на правилах доставки рецептурных лекарств: курьер должен знать о требованиях, предъявляемых к оформлению рецептов.
С экспертом согласна исполнительный директор Аптечной гильдии и НФП Елена Неволина. Она убеждена, что фармацевты не будут доставлять лекарства, а для обучения курьера достаточно двух-трех лекций, которые можно провести в онлайн-формате.
По мнению Неволиной, курьерам надо объяснить особенности хранения лекарств, а также то, что они несут повышенную ответственность при их доставке. При этом важно, чтобы курьер передавал препарат в руки заказчика, считает она.
"К примеру, пропускной режим на предприятиях - заказ может забрать охранник, а дальше доставку товара до заказчика уже никто не проконтролирует", - пояснила Неволина.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ ГОТОВЫ ВЫЙТИ НА РЫНОК
Не против поиграть в "последнюю милю" и логисты. Ряд компаний начали тестировать новые технологии.
"Мы готовы предложить модель логистики "последней мили" агрегаторам и удивлены, почему на российском рынке только сейчас появился интерес к этому", - сообщили в пресс-службе международной транспортной компании Biocard.
Сейчас логистический оператор тестирует новые технологии доставки лекарственных средств и заявляет, что готов проводить аттестацию и обучение курьеров "последней мили".
Производители активно обращаются к логистам с просьбой выстроить работу с интернет-витринами, рассказал председатель Совета директоров ГК "Сантэнс" Олег Моисеенков.
Эта компания сосредоточилась на создании единого интерфейса, через который производители смогут управлять ценообразованием и контентом различных интернет-магазинов.
"Свою доставку, своих курьеров, своих розничных интернет-витрин "Сантэнс" не планирует, но в планах - войти в дог оворенности с существующими службами доставки", - заявил Моисеенков.
КОМУ НЕ ВЫГОДНА "ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ"
Дистрибьюторы настороженно относятся к доставке лекарств, а некоторые из них сомневаются в экономической выгоде "последней мили".
Сегодня у отрасли нет четкого понимания условий и границ ответственности в сфере доставки лекарств, рассказал генеральный директор ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский. "Мы готовы к такой форме работы, однако отрасль ожидает подзаконных нормативных актов", - отметил он.
Что касается курьеров, то компания может проводить для них специальную подготовку, но ни один курьер не сумеет дать такую же профессиональную консультацию, как провизор, убежден Погребинский. "Опыт других стран, где онлайн-торговля лекарствами легализована давно, показывает, что фармрозница так и не ушла на 100% в e-commerce", - заявил он.
Не уверены дистрибьюторы и в экономической выгоде "последней мили". "Этот этап может быть самым затратным. Нужно ли дистрибьютору самостоятельно осваивать эти компетенции?" - рассуждает директор по развитию ФК "Пульс" Сергей Еськин.
По его мнению, дистанционную торговлю ожидает небольшой всплеск в связи с карантином, но после этого люди вновь потянутся к общению с профессионалами.
Компания также указывает на отсутствие четких правил онлайн торговли. "Мне ничего не известно про отмену требования о наличии лицензии на фармдеятельность у агрегаторов и маркетплейсов", - подчеркнул Еськин. Для осуществления онлайн-торговли необходимо понять, может ли дистрибьютор отгружать лекарства контрагентам, подчеркнул он.
источник: sojuzpharma.ru