Рынок попал в переделку
Рынок попал в переделку
Маркетплейсы разрабатывают новую стратегию по захвату рынка лекарств. Интернет-магазины интересует не столько возможность дистанционной торговли препаратами и их доставка, сколько работа напрямую с производителями. Ситуация открывает новые возможности и для логистических операторов, которые намерены выступить посредниками между игроками.
ЧЕГО ХОТЯТ МАРКЕТПЛЕЙСЫ
В связи с принятием Закона о дистанционной торговле на фармацевтическом рынке появились новые игроки - маркетплейсы. Компании уже давно добивались его принятия, чтобы начать доставку лекарств на дом курьерскими службами. Однако теперь их в большей степени интересуют не объемы прямых продаж от лекарств, а деньги производителей, уверен руководитель проекта Apteka.ru Анатолий Тенцер.
"Реальные деньги, на которые претендуют маркетплейсы, не связаны с продажей лекарств, - заявил Тенцер. - Им нужно выйти в товарооборот, а потом прийти к производителям и получать с них деньги за рекламу: к примеру, с помощью телемедицины или раскрутки рекламных каналов для производителей. Когда у них появятся хоть какие-то продажи, они придут за деньгами производителей".
ПРОИЗВОДИТЕЛИ В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ
В свою очередь производители на фоне принятия Закона о дистанционной торговле пребывают в растерянности, рассказывает председатель Совета директоров ГК "Сантэнс" Олег Моисеенков.
"Сейчас у производителей беспорядок: кто-то думает доставлять лекарства через доставщиков еды, кто-то с помощью такси, кто-то через другие ресурсы - они не могут выбрать", - сказал он в разговоре.
Кроме того, производители столкнулись с необходимостью унифицировать процесс доставки с учетом своих этических принципов и контентного содержания брендов, отметил Моисеенков.
"Им важно управлять этим каналом и разными маркетплейсами, чтобы у всех игроков была одна входная цена, одни условия", - заявил он.
Производители опасаются потерять возможность прямого контакта с потребителем, отметил Моисеенков. Он считает, что их основная потребность сейчас - создание единого окна на базе логистического оператора.
"Производители просят нас создать окно информационно-логистических сервисов, чтобы все маркетплейсы могли обращаться в одно место. Из этого окна производитель сможет управлять ценообразованием на разных витринах", - резюмирует Моисеенков. Сейчас компания ведет переговоры с пятью крупными производителями.
Производители отрицают наличие хаоса среди компаний. Они сами продвигали Закон о дистанционной торговле и активно включались в подготовку нормативных актов, пояснил зам. генерального директора STADA CIS Иван Глушков.
"В растерянности только те, кто не следил за законом. Все крупные производители очень хорошо понимают, что происходит", - отметил он.
ПРЕИМУЩЕСТВО "ПОЛНОЙ КОРЗИНЫ"
Эксперты расходятся в мнениях о том, есть ли у новых игроков преимущество над уже закрепившимися специализированными онлайн витринами.
Одно из таких преимуществ заключается в наличии собственных курьерских служб, убежден генеральный директор ООО "Лекарственная экосистема PharmaSpace" Герман Иноземцев. Но у интернет-магазинов, недавно заявившихся на рынок, отсутствует отработанная логистика, отмечает он. По мнению эксперта, подходящая логистика есть у интернет-аптек, которые на протяжении нескольких лет передавали товар в точки выдачи - физические аптеки. "Онлайн-аптеки могут успешно собирать заказы для дистанционной торговли, поскольку они занимались этим многие годы. Но у них нет собственной курьерской службы, - рассуждает он. - Что касается новых игроков, не относящихся к фарме, у них все отлично с курьерской доставкой, но нет логистики".
Некоторые представители аптечных сетей опасаются, что в выигрыше от дистанционной торговли останутся игроки, которые не имеют отношения к фармацевтическому рынку. По мнению владельца АС "Здоровье" Василия Слепова, это связано с тем, что продажа в онлайн-формате только лекарств может быть нерентабельной.
Эксперт указывает на то, что формат доставки лекарств будет более щадящим для маркетплейсов, поскольку позволит доставлять аптечный ассортимент в связке с другими товарами. "Маркетплейсы работают по концепции full basket. Человек заказывает целый ряд товаров, в том числе лекарства. Все это доставляет один курьер, за счет этого маркетплейсы останутся в выигрыше", - уверен Слепов.
Сейчас производители настороженно относятся к работе с маркетплейсами. Несмотря на заинтересованность в новом формате продаж, они по-прежнему отдают предпочтение специализированным витринам.
В то же время в компании "Акрихин" заявили, что сотрудничество с онлайн-игроками фармацевтического рынка (apteka.ru, zdravcity.ru и др.) - это приоритетное направление производителя в рамках интернет-продаж. "За специализированными сервисами стоит будущее интернет-продаж в фармотрасли", - заявил президент компании Денис Четвериков.
Что касается маркетплейсов, то для классических интернет-магазинов категория "Здоровье" новая, необходимы время и усилия для развития и укрепления данного направления, считает Четвериков. "Условия сотрудничества с маркетплейсами сильно отличаются от условий работы с аптечными сетями", - отметил он. В целом, в компании не прогнозируют существенного перетока спроса из аптек и онлайн-сервисов заказа лекарств.
источник: sojuzpharma.ru