Реставрационные заботы: чем займется Главное аптечное управление, воссоздать которое хотят в Госдуме и Минздраве
ООО «АйТи - Аптека»
Компания
  • О нас
  • Наша команда
  • Клиенты
  • Отзывы
О программе М-АПТЕКА плюс
  • Преимущества
    • Преимущества
    • Функционал
    • Демо-версия
    • Оборудование
  • Функционал
    • Рабочее место заведующего аптекой
    • Работа в торговом терминале
    • Анализ товарных запасов и отчеты
    • Заказ товара у поставщиков
  • Демо-версия
    • Заказать презентацию М-АПТЕКА плюс
    • Видеоролики
  • Оборудование
    • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
    • Дисплеи покупателя
    • Компьютерное оборудование
    • Принтеры этикеток
    • Сканеры штрих-кодов
    • Системы подсчета посетителей
    • Чековые принтеры
Услуги
  • Обслуживание и поддержка
  • Обучение
  • Установка программы
  • Индивидуальные доработки
  • Прочее
    • Обслуживание и поддержка
    • Обучение
    • Установка программы
    • Индивидуальные доработки
    • Прочее
Публикации
  • Новости
  • Статьи
  • Интересное
    • Новинки
    • Вебинары
    • Презентация М-АПТЕКА плюс
Продукты
Контакты
  • Портал техподдержки
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    8 800 555 77 16
    Заказать звонок
    help@itapteka.ru
    Новосибирск, Зеленая горка, 1/16
    ООО «АйТи - Аптека»
    Экосистема для аптек
    8 800 555 77 16
    Заказать звонок
    Компания
    • О нас
    • Наша команда
    • Клиенты
    • Отзывы
    О программе М-АПТЕКА плюс
    • Преимущества
    • Функционал
    • Демо-версия
    • Оборудование
    Услуги
    • Обслуживание и поддержка
    • Обучение
    • Установка программы
    • Индивидуальные доработки
    • Прочее
    Публикации
    • Новости
    • Статьи
    • Интересное
    Продукты
    Контакты
    • Портал техподдержки
      ООО «АйТи - Аптека»
      Компания
      • О нас
      • Наша команда
      • Клиенты
      • Отзывы
      О программе М-АПТЕКА плюс
      • Преимущества
      • Функционал
      • Демо-версия
      • Оборудование
      Услуги
      • Обслуживание и поддержка
      • Обучение
      • Установка программы
      • Индивидуальные доработки
      • Прочее
      Публикации
      • Новости
      • Статьи
      • Интересное
      Продукты
      Контакты
      • Портал техподдержки
        ООО «АйТи - Аптека»
        ООО «АйТи - Аптека»
        • Компания
          • Назад
          • Компания
          • О нас
          • Наша команда
          • Клиенты
          • Отзывы
        • О программе М-АПТЕКА плюс
          • Назад
          • О программе М-АПТЕКА плюс
          • Преимущества
            • Назад
            • Преимущества
            • Преимущества
            • Функционал
              • Назад
              • Функционал
              • Рабочее место заведующего аптекой
              • Работа в торговом терминале
              • Анализ товарных запасов и отчеты
              • Заказ товара у поставщиков
            • Демо-версия
              • Назад
              • Демо-версия
              • Заказать презентацию М-АПТЕКА плюс
              • Видеоролики
            • Оборудование
              • Назад
              • Оборудование
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Системы подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
          • Функционал
            • Назад
            • Функционал
            • Рабочее место заведующего аптекой
            • Работа в торговом терминале
            • Анализ товарных запасов и отчеты
            • Заказ товара у поставщиков
          • Демо-версия
            • Назад
            • Демо-версия
            • Заказать презентацию М-АПТЕКА плюс
            • Видеоролики
          • Оборудование
            • Назад
            • Оборудование
            • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Назад
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Системы подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Дисплеи покупателя
              • Назад
              • Дисплеи покупателя
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Компьютерное оборудование
            • Принтеры этикеток
              • Назад
              • Принтеры этикеток
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Сканеры штрих-кодов
              • Назад
              • Сканеры штрих-кодов
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Системы подсчета посетителей
              • Назад
              • Системы подсчета посетителей
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Системы подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Чековые принтеры
              • Назад
              • Чековые принтеры
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
        • Услуги
          • Назад
          • Услуги
          • Обслуживание и поддержка
          • Обучение
          • Установка программы
          • Индивидуальные доработки
          • Прочее
            • Назад
            • Прочее
            • Обслуживание и поддержка
            • Обучение
            • Установка программы
            • Индивидуальные доработки
            • Прочее
        • Публикации
          • Назад
          • Публикации
          • Новости
          • Статьи
          • Интересное
            • Назад
            • Интересное
            • Новинки
              • Назад
              • Новинки
              • Новинки
            • Вебинары
              • Назад
              • Вебинары
              • Вебинары
              • Прошедшие вебинары
              • Скоро в эфире
            • Презентация М-АПТЕКА плюс
        • Продукты
        • Контакты
          • Назад
          • Контакты
          • Портал техподдержки
        • 8 800 555 77 16
        help@itapteka.ru
        Новосибирск, Зеленая горка, 1/16
        • Главная
        • Публикации
        • Новости
        • Новости

        Реставрационные заботы: чем займется Главное аптечное управление, воссоздать которое хотят в Госдуме и Минздраве

        • Новости
        • Статьи
        • Интересное
        Заказать звонок
        Написать сообщение
        Оставить отзыв

        Реставрационные заботы: чем займется Главное аптечное управление, воссоздать которое хотят в Госдуме и Минздраве

        «Вопрос создания государственного предприятия, Главного аптечного управления или еще чего-то – к нему надо приходить, видимо. У меня, во всяком случае, на это позитивный настрой», – бросил как бы вскользь Михаил Мурашко с трибуны Госдумы во время «правительственного часа» 13 мая. Зная министра как сторонника реставрации и государственника, участники фармрынка отнеслись к этим словам вполне серьезно. В советские времена Главное аптечное управление (ГАУ) было суперрегулятором, курировавшим практически все вопросы, связанные с лекарственным обеспечением.

        Мечту о воссоздании ГАУ Михаилу Мурашко помог обналичить перед депутатами член комитета по охране здоровья Александр Петров, посетовавший на разноголосицу регуляторов лекарственного обеспечения. «До сих пор мы видим, что в РФ отсутствует единый орган управления лекарствами: пять федеральных организаций отвечают [за эту сферу] в той или иной степени», – заявил Петров, намекая на то, что ни вместе, ни порознь чиновники из разных ведомств не могут решить проблем отсутствия в аптеках тех или иных лекарств, срыва госзакупок, отсутствия федерального регистра льготников и так далее.

        В разговоре с Vademecum Александр Петров развил майские тезисы министра здравоохранения. По его словам, должна появиться взаимосвязанная система лекарственной безопасности, которая «может быть легко встроена в логику определенных действий на фоне эпидемии» и сможет координировать не только государственные, но и частные организации. «Безусловно, управлять этим должна государственная структура, подчиненная Минздраву. У нее должны быть полномочия, позволяющие организовать цепочку государственных органов, научных учреждений, фармзаводов, логистику и доведение до конкретного пациента необходимых лекарств. В этой цепочке должны участвовать и частные фармзаводы, которые в определенных ситуациях должны быть мобилизованы на выполнение госзаказа, – пояснил депутат Vademecum. – Государство должно создавать запасы лекарств и управлять ими, распределять их по регионам, не допуская дефектуры. Эта структура должна также финансировать госзаказ на разработку определенных групп лекарств. Она будет связана и с создаваемым единым цифровым контуром в здравоохранении».

        Озвученная как бы между делом идея министра удивительно быстро обретает реалистичные очертания. «Единая Россия» уже инициировала в своей программе действий этот вопрос: в межфракционной рабочей группе Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения будет создан специальный экспертный совет. Петров уточняет, что полномочия у существующих ведомств в пользу ГАУ (названия у будущего суперрегулятора пока нет) отбираться не будут. Депутат рассчитывает, что это будет «некий координирующий орган, который оперативно перестраивает систему при быстро меняющейся ситуации и выступает дирижером».

        Впрочем, если отсылка именно к ГАУ была неслучайной, то спектр вопросов, который этот орган будет координировать, на деле может оказаться максимально широким. Приведенное Мурашко в пример Главное аптечное управление тогда еще Наркомздрава РСФСР было создано в 1930-е, ему подчинялись аптечные управления краевых и областных отделов здравоохранения. В ведении ГАУ были аптеки, склады, предприятия фармацевтической промышленности. Оно же занималось распределением фондов, закупкой лекарств. С тем или иным названием и набором полномочий структура просуществовала до 1988 года. Тогда по инициативе последнего начальника ГАУ Минздрава СССР Александра Апазова регулятор был упразднен, в место него появилось Всесоюзное объединение «Союзфармация» с находящимися в его управлении производственными объединениями «Фармация» в регионах. Новая структура, которую также возглавил Апазов, в 1992 году была реорганизована в объединение «Фармимэкс», которое позже стало коммерческим предприятием.

        «Главное аптечное управление было про то, как с наименьшими затратами оказывать эффективную лечебную помощь. Аптечная система была жестко встроена в здравоохранение: не была свободна, как сейчас, и уж тем более несвободна в вопросах ценообразования, – рассказывает сегодня Апазов. – Все приказы, все нормативные акты в отношении аптечной системы огромной страны проходили апробацию научно-исследовательским институтом фармации, находившимся как раз в ведении управления. Стандарты были для всего. Например, как регулировался ныне больной для отрасли вопрос размещения аптек: сеть проектировалась таким образом, чтобы в течение 10–15 минут пациент мог дойти до аптеки. Союзные власти, и мы в том числе, определяли все законодательные аспекты, все регламенты, цены, стандарты обучения и требования к специалистам, их распределение». 

        По словам Апазова, ГАУ сработало бы четко, случись эпидемия во времена СССР. Тогда аптечные управления были вовлечены в систему гражданской обороны. На тот или иной случай экстренной ситуации проводились расчеты по возможному числу пострадавших и объему лекарств и других средств, который мог бы им понадобиться. Фармзаводы производили нужные объемы продукции, которые хранились на мобилизационных складах. Если что-то случалось, у ГАУ были полномочия по заказу, получению, распределению нужной продукции. «Я и сам [после развала СССР. – Vademecum] выступал с предложением сформировать мобилизационную составляющую в аптечной системе и здравоохранении», – говорит Апазов. Впрочем, он же добавляет, что полномочия по управлению аптечной системой государственной структуре передать нельзя: это не укладывается в рыночные отношения.

        Главной задачей такой структуры может стать проведение централизованных закупок льготных лекарств, полагает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина (в 1986–1989 годах работала в ГАУ): «Давно обсуждается проблема, связанная с тем, что в разных регионах цена на один и тот же препарат может значительно отличаться. Кроме того, ситуация с COVID-19 показала, что на федеральном уровне непонятно, где какие препараты есть, в каком объеме, не отслеживается дефектура». Перспектива централизованных закупок перекликается с системой, существовавшей в советские годы, напоминает Неволина: тогда каждый регион подавал заявку на определенный объем препаратов в зависимости от числа больных и других показателей и защищал ее перед центром.

        А вице-президент по работе с госорганами «Фармасинтеза» Олег Астафуров считает, что в воссоздании полного аналога советского ГАУ необходимости нет: «Целесообразнее не огосударствлять закупки нужных товаров, а создать резервы на базе коммерческих дистрибьюторов. При этом государство будет выделять таким компаниям дополнительные средства на создание, хранение запасов и оборачиваемость, чтобы учитывать их срок годности, вовремя пускать в оборот и заменять на вновь произведенные».

        «Структурой, которая вплотную в ежедневном режиме занималась дефектурой в прошедшие два месяца был Минпромторг. Несмотря на то что такая ситуация с пандемией возникла в первый раз, Минпромторг, аптеки, дистрибьюторы и производители работали слаженно, удалось избежать стойкой дефектуры и пустых полок даже в середине марта, когда был основной ажиотаж», – считает владелец сети «Нео-Фарм» Евгений Нифантьев. Он не видит смысла в задействовании принадлежащих государству «Фармаций» и развертывании их сети: «Зачем государству вкладывать значительные средства в открытие еще одной малоэффективной сети, цены в которой выше, чем в частных аптеках. Гораздо эффективнее выстроить честный диалог с уже созданными и эффективно работающими аптечными сетями».

        источник: vademec.ru



        20.05.2020

        Возврат к списку

        Услуги
        Обслуживание и поддержка
        Обучение
        Установка программы
        Индивидуальные доработки
        Прочее
        О программе М-АПТЕКА плюс
        Преимущества
        Функционал
        Демо-версия
        Оборудование
        Компания
        О нас
        Наша команда
        Клиенты
        Отзывы
        Продукты
        Контакты
        Публикации
        Подписка на рассылку
        8 800 555 77 16
        Заказать звонок
        help@itapteka.ru
        Новосибирск, Зеленая горка, 1/16
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        © 2025 Автоматизация аптек
        Заказать звонок
        Написать сообщение
        Оставить отзыв