Классики в игре
Классики в игре
В Росздравнадзор поступило более 20 заявок на получение разрешений на дистанционную торговлю лекарствами. Все заявители - классические крупные аптечные сети. При этом от представителей онлайн-ритейла не поступило ни одной заявки. Эксперты констатируют, что принятый закон в нынешней версии закрывает доступ к онлайн-торговле лекарствами как маркетплейсам, так и мелкой рознице.
КТО УЖЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ РАЗРЕШЕНИЕМ ТОРГОВАТЬ ОНЛАЙН
Крупные аптечные сети начали выходить на рынок дистанционной торговли сразу после опубликования Постановления Правительства РФ № 697 о правилах выдачи разрешений на дистанционную торговлю без рецептурными лекарствами.
Первыми обладателями разрешений стали федеральные сети: ЗАО "Эркафарм", ООО "Аптечная сеть "Самсон-Фарма", ООО "Аптечная сеть 03". Сейчас на рассмотрении Росздравнадзора еще два десятка заявлений, включая заявки от сетей "Ригла", "Фармленд" и УК "Аптечные традиции".
Эксперты аптечного рынка уверены - созданные правила не "заточены" под проекты e-com, они созданы для технологичных аптек, то есть хорошо развитых крупных "классиков".
"Хорошо, что маркетплейсы в полной мере не получили доступа на фармрынок, - считает исполнительный директор Ассоциации "СоюзФарма" Мария Литвинова. - Мы же не лезем на их поле и не претендуем на доставку плитки, а работаем со своим аптечным ассортиментом".
ЖЕРТВЫ КОМПРОМИССА
По мнению директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, рожденный в муках документ - яркий пример того, как простой регуляторный вопрос годами не мог решиться из-за столкновения интересов лоббистских групп. В итоге документ получился компромиссным, однако жертвой борьбы между федеральными сетями и маркетплейсами пали и представители мелкой аптечной розницы.
По подсчетам СРО "Ассоциация независимых аптек", доля таких аптек в регионах достигает 45 - 60%. "Они имеют фармацевтическую лицензию и соответствуют всем заявленным в правилах требованиям, кроме наличия пресловутых 10 торговых точек", - комментирует исполнительный директор СРО Виктория Преснякова.
По ее словам, о своем несогласии с этим ограничением уже заявили аптеки Свердловской, Кемеровской, Ленинградской, Тверской, Нижегородской, Брянской, Владимирской областей, Красноярского и Приморского краев, Чувашии, Хакасии, Якутии.
"Мы ждем доработки правил и готовы представить свои предложения профильным министерствам и ведомствам", - заявила Преснякова.
При этом Литвинова считает, что не стоит драматизировать ситуацию раньше времени. По ее мнению, принятый закон - разумный документ, который сыграл в пользу фармрынка, хотя и ограничил возможности небольших сетей.
"Я думаю, выходом для мелкой розницы может стать их участие в маркетинговых союзах или кооперативах. После того, как такие организации получат юридический статус, они вполне смогут создать некие ресурсы для всех своих участников, через которые осуществление дистанционной торговли, включая доставку на дом, станет привычным делом", - полагает она.
Эксперт уверена, что в течение полугода эти правила будут "обкатываться", после чего станет ясно, насколько эта услуга востребована покупателями и какие изменения необходимы.
МАРКЕТПЛЕЙСЫ ЗА БОРТОМ
Представители онлайн-ритейла готовились к доступу на фармрынок с 2017 года. Маркетплейсы дополняли свой ассортимент лекарственными препаратами, заключали партнерские соглашения с производителями и аптеками, тестировали доставку на дом, получали лицензии и открывали собственные точки (табл.).
Борьба за поправки в законопроект обострилась на фоне пандемии коронавируса. Профильные министерства рассматривали десятки предложений, включающих легализацию доставки рецептурных препаратов. Одновременно с этим онлайн-сегментом неожиданно заинтересовались представители рынка такси, готовые взять на себя функцию по доставке лекарств. Кроме того, телеканал "Ювелирочка" выступил с заявлением о готовности "поиграть" в фарму. Переговоры с аптечными сетями также вел сервис доставки еды Delivery Club.
Возможно, именно бурный интерес со стороны непрофильных игроков заставил регуляторов проявить осторожность. В результате деятельность маркетплейсов в принципе не была прописана в утвержденных документах.
"Агрегаторы и маркетплейсы полностью удалены из документа. Интернет-торговля никогда не заработает, если мы будем пускать ее через узкое бутылочное горлышко, которое сейчас создано", - комментировал принятые документы первый вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
У маркетплейсов остается возможность работать онлайн-витриной с возможностью бронирования лекарств в определенной аптеке, напоминает Литвинова. "Я считаю, этого вполне достаточно.
Маркетплейс - это прекрасно, но небезопасно", - считает она.
КАК ПЛАНИРУЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ОНЛАЙН
По мнению Беспалова, крупные маркетплейсы с легкостью могут обойти созданные для них ограничения. "Во всяком случае, для компаний масштаба Ozon или Wildberries приобретение небольшой региональной сети труда не составит, тем более, что на рынке в середине года ожидается серьезное сокращение спроса. Количество и качество активов, выставленных на продажу, давно превосходит число желающих их купить", - считает аналитик.
Директор категории "Здоровье" "Яндекс. Маркет" Максим Агарев считает, что в ближайшем будущем для онлайн-игроков основной моделью останется бронирование с самовывозом из аптеки. "Мы продолжим работать по этой модели и будем ее активно развивать", - рассказал он о планах маркетплейса "Беру.ру". Он также заявил, что принятое постановление не является большой неожиданностью и в основном соответствует их ожиданиям: при разработке стратегии компания учитывала такой сценарий.
В отличие от Ozon и onlinetrade. ru, "Беру.ру" не имеет собственной фармлицензии, хотя ранее заявлял о планах по ее получению.
Комментируя эту ситуацию "ФВ", Агарев заявил, что требование о наличии лицензии предъявляется к продающей организации. На маркетплейсах таковыми являются аптеки. "Соответственно, разрешение на дистанционную торговлю нужно также получать аптекам-партнерам, а маркетплейсы должны проверять ее наличие при размещении товарных предложений партнеров", - добавил он.
Кроме того, компания "Яндекс", чьим проектом совместно со Сбербанком и является маркетплейс "Беру.ру", в мае заявила, что не планирует открытие собственных аптек. "Наличие аптек нужно для получения разрешения на торговлю собственным товаром. Поскольку маркетплейс - это площадка, на которой товары продают партнеры, требование о наличии 10 аптек в данном случае неактуально непосредственно для нас", - пояснил Агарев.
При этом он добавил, что в текущей редакции закона онлайн-сервисы не упоминаются, и группа экспертов от e-commerce готовит предложение по поправкам, устраняющим это упущение.
Еще один крупный онлайн игрок - "Аптека.ру" - стоит особняком в битве между классическим и онлайн-ритейлом, развивая собственный формат продвижения на рынке. Представители сервиса всегда выступали против разрешения доставки лекарств на дом и расценивали маркетплейсы как игроков, желающих получить деньги фармпроизводителей. Однако в утвержденных правилах не прописаны требования и к таким сервисам.
"Данная редакция правил проведена крупными сетями с целью закрыть рынок для других участников. Они никак не решат проблемы доступности медикаментов", - комментирует директор по развитию АО НПК "Катрен" ("Аптека.ру") Анатолий Тенцер.
Отвечая на вопрос, мешают ли принятые правила развиваться сервису на рынке, Тенцер ответил: "Мы не были дистанционной торговлей и ею не стали".
СРО "Ассоциация независимых аптек" направила письмо в ФАС с просьбой рассмотреть возможность отмены требования о наличии у аптечной сети 10 мест осуществления фармдеятельности на территории РФ.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Партнер адвокатского бюро "Форвард Лигал" Ольга Карпова:
- Прием заказов на розничную продажу лекарственных препаратов дистанционным способом осуществляется посредством личного обращения покупателя через сайт (мобильное приложение) аптечной организации. Это означает, что заключение договора купли-продажи лекарственного препарата дистанционным способом должно происходить именно на сайте аптечной орг анизации, а не на сайте, например, "Ozon" или "Беру".
Если маркетплейсы технически смогут осуществить переход со своего сайта, на котором потребитель нашел сведения о наличии препарата, на сайт аптечной сети, то их действия не б удут являться нарушением правил дистанционной торговли лекарственными препаратами. При этом они не могут быть стороной договора купли-продажи лекарственного препарата дистанционным способом, так как не являются аптечными организациями, получившими разрешение на дистанционную продажу лекарственных препаратов.
Сейчас, ни "Озону", ни иным маркетплейсам не раз - решено торговать лекарственными препаратами дистанционно. Они не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к лицам, имеющим право на получение разрешения т орговать лекарственными препаратами дистанционно.
"Учитывая социальную значимость проекта, понятна причина, по которой законодатели проявляют осторожность. Но при этом мы надеемся на их поддержку в отношении онлайн-сервисов, поскольку это поможет развитию нового формата продажи лекарств, сохраняя баланс требований государства, аптечного бизнеса и потребностей покупателей", - заявил Агарев.
источник: pharmvestnik.ru