Производственные аптеки нуждаются в грантах и субсидиях
Производственные аптеки нуждаются в грантах и субсидиях
Степанов Михаил, Руководитель производственной аптеки
Современная производственная аптека – это комплекс помещений площадью 200-300 м2, включающий торговый зал, материальную, моечную, ассистентскую, асептический/стерилизационный/автоклавный блок и другие административно-бытовые комнаты.
Я не зря обозначаю квадратуру, ведь все эти объекты нужно содержать и обслуживать. Отсюда бремя затрат (преимущественно коммунальных) по следующим статьям:
– аренда;
– управляющая компания;
– фонд капремонта;
– вывоз ТБО;
– отопление;
– водоснабжение;
– водоотведение;
– электроэнергия;
– пожарная и специализированная охрана + сигнализация;
– расходы на санобработку помещений;
– расходы на общедомовое имущество.
В аптечных помещениях располагается еще и технологическое оборудование. Вся эта аппаратура требует профилактического сервиса в специализированной аккредитованной организации, а это: техобслуживание, инструментарное обслуживание, метрология-поверка-калибровка и валидация.
Не забываем и про климатические и микроклиматические системы – кондиционирование, приточно-вытяжную вентиляцию, системы дезинфекции и очистки воздуха, что тоже требует периодического сервиса.
Заметьте, мы еще не начали говорить непосредственно об изготовлении лекарственных препаратов, а уже накопились целых шестнадцать обязательных платежей, напрямую влияющих на рентабельность производственной аптеки.
Собственно же экстемпоральное изготовление – это, в первую очередь, непомерно высокие стоимости проведения анализов в аккредитованных лабораториях. Сюда же закладываем затраты на доставку и получение проб, так как зачастую лаборатории находятся только в крупных городах. И получается так, что изготовленный лекарственный препарат имеет себестоимость в 100-300 рублей, но из-за цены анализов и транспортных расходов будет стоить 2 тысячи. Ну и кому он будет нужен при таких условиях?
Это я плавно «строю мостик» к новому проекту документа, который должен заменить приказ Минздрава №751н. Так, в сегодняшней его версии предполагается, что «сроки годности внутриаптечной заготовки лекарственных препаратов, не вошедших в Приложение 15, определяются согласно ОФС.1.1.0009.18 и не должны превышать 90 суток». Т.е. производственные аптеки обязывают проводить испытания и исследования изготовленных лекарств. Но мы же не лаборатория, это аптека! Как можно относить к нам данные функции?
Приведу пример из ближайшего будущего: вам выписали индивидуальный рецепт на простейшую мазь, не вошедшую в данные приложения. Производственная аптека теперь будет должна изготовить ее в нескольких экземплярах и отправить в аккредитованную лабораторию, дождаться положительного протокола исследования, оплатить их услугу, здесь же не забываем про транспортные расходы… И только после всего этого приступить к коммерческому изготовлению по индивидуальному рецепту.
Представляете, какой будет стоимость такого экстемпорального препарата? А сколько времени уйдет на означенную процедуру? Минимум месяц. А лекарство нужно сегодня!
Значит, проще зайти в «соседнюю дверь» и купить там готовую лекформу с похожим составом за пятьсот рублей и не ждать столько времени. В то же время аптечный препарат стоил бы 100-300 рублей и не имел бы такого количества побочных эффектов.
Еще одна цитата из готовящегося приказа: «…технологическое оборудование должно быть разрешено к использованию в установленном порядке для использования в производстве и (или) изготовлении лекарственных средств». Но подавляющее большинство единиц такой аппаратуры было произведено еще до 2010-х гг.! Так о каком оборудовании идет речь? Какими документами руководствоваться? Кем установлен порядок разрешения применения тех или иных аппаратов в производстве либо изготовлении лекарств?
Представим абстрактную ситуацию – проект документа приняли в данной трактовке. Имеющимся оборудованием пользоваться нельзя, так как нет разрешительной документации. Соответственно, производственная аптека будет вынуждена утилизировать свою старую аппаратуру (платно!) и «готовить кошелек», чтобы потратить энное количество миллионов рублей на закупку нового оборудования, – либо вскоре прекратить свою деятельность.
Приведу расценки для минимального базового оснащения производственной аптеки:
– система водоподготовки – ±500 т.р.;
– аквадистиллятор – ±75 т.р. (их нужно не менее двух, итого 150 т.р.);
– стерилизатор паровой автоматический – ±500 т.р. (стерилизаторов тоже не должно быть меньше двух, значит, расходы по этой статье составят не менее миллиона);
– сушильный шкаф – ±300 т.р. (шкафов требуется опять же два, т.е. затраты составят от 600 т.р.);
– рефрактометр – ±120 т.р. (рефрактометров должно быть также не менее двух, сумма расходов – от 240 т.р.);
и прочее по списку…
Выводы следующие.
Для добросовестного исполнения нового приказа производственные аптеки остро нуждаются в грантах и субсидиях:
– на обновления материальных активов;
– на промышленные технологии автоматизации рабочих процессов.
Также необходим пересмотр проекта приказа в части смягчения требований к технологическому оборудованию.
А теперь обратим внимание на ст. 56 закона об обращении лексредств: «Не допускается изготовление аптечными организациями… лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ».
Производственные аптеки всегда изготавливали детские и взрослые капли для носа «протаргол», но на сегодня есть регистрация производителя. Значит, теперь мы не можем изготавливать данный препарат. За один календарный год производственная аптека в среднем выпускала 3 тысячи флаконов протаргола, это примерно 450 тыс. руб. выручки, а теперь у нас просто отняли и работу, и доход. Плюс вознаграждение за труд в РПО зачастую сдельное: меньше работы у сотрудника – меньше зарплата… Откуда взять «выпавшие» средства, чтобы сохранить и фармпомощь, и приемлемые условия для персонала?
А если завтра «списками» будут регистрировать лекарственные препараты, «пересекающиеся» с экстемпоральными? О какой поддержке в таких условиях может идти речь?
Сегодня исключительно необходимо внести во вторую часть 56-й статьи названного ФЗ следующие поправки: «…Не допускается изготовление аптечными организациями…лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ, за исключением Приложений к «Правилам изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения...», утв. приказом Министерства здравоохранения РФ»…
источник: mosapteki.ru