Вопрос-ответ: консультирует юридическая служба СРО ААУ «СоюзФарма» (обзор №19)

Вопрос-ответ: консультирует юридическая служба СРО ААУ «СоюзФарма» (обзор №19)
Когда-то социальные сети входили в нашу жизнь как дополнительный способ восстановить, укрепить и расширить дружеские или профессиональные взаимосвязи. И сегодня многие видят в этих интернет-ресурсах комфортное пространство для работы и общения.
Однако бывают случаи, когда размещаемая в соцсети публикация может не соответствовать правовым нормам – поэтому от нее следует воздержаться. Даже если это часть инструкции к лекарству без рецепта, биодобавке или прибору для измерения артериального давления.
Подробнее – в нашем сегодняшнем обзоре.
Вопрос: Аптека зарегистрирована в соцсети «ВКонтакте». Можем ли мы размещать на своей странице информацию из инструкций по применению (или сведения о наличии) тех или иных биодобавок, медизделий, безрецептурных препаратов?
Ответ: Согласно нормам действующего законодательства, есть достаточные правовые основания полагать, что размещение информации из инструкций по применению или сведений о наличии безрецептурных лекарственных препаратов (а также БАД и медизделий) может являться нарушением. А в рамках правового поля нарушения способны квалифицироваться по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, при соблюдении одних требований так или иначе могут быть не выполнены другие правовые нормы (в том числе смежные).
В соответствии с частью второй статьи 494 Гражданского кодекса РФ, предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в месте их реализации либо в сети «Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Поэтому размещение в интернете сведений о безрецептурных лекарствах и нелекарственном аптечном ассортименте является именно публичной офертой - и может быть нарушением требований к отпуску аптекой данной продукции.
В частности, по закону «О защите прав потребителей», а также согласно приказу Минздрава РФ №647н (утвердившему правила Надлежащей аптечной практики) продавец обязан доводить до потребителей информацию, в том числе данные о цене товара и другие существенные условия договора купли-продажи. И, соответственно, если в интернет-публикации о них не сообщается, такой факт может рассматриваться как нарушение.
Кроме того, размещение информации из инструкции по применению о наличии лекарственных препаратов (как с указанием цены, так и без указания цены и другой обязательной информации, которую продавец обязан доводить до сведения потребителей) может быть квалифицировано в том числе как нарушение правил розничной торговли дистанционным способом.
Здесь следует обратить внимание на требования нескольких правовых актов.
Во-первых, согласно подпункту «и» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 № 697 (в редакции от 18.02.2023) «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом»:
- на сайте в сети «Интернет» должны быть размещены в т. ч. сведения о лекарственных препаратах, имеющихся в наличии из собственных товарных запасов и подлежащих розничной продаже дистанционным способом (содержащие информацию о лекарственных препаратах в соответствии с ГРЛС), доступных для заказа, о производителях лекарственных препаратов, о сроках годности лекарственных препаратов, их количестве, розничных ценах и условиях хранения, а также инструкции по медицинскому применению.
Во-вторых, согласно пятому пункту статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
не допускается размещение информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами (в том числе дистанционным способом), розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление дистанционной торговли, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.
В-третьих, согласно Приказу Росздравнадзора от 29.06.2020 № 5527 «Об утверждении Критериев оценки информации, необходимой для принятия Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"»:
не допускается предложение о розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом с использованием доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не указанных в разрешении на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом.
В заключение также следует отметить, что размещение информации о товарах (в том числе, например, если каким-то отдельным продуктам уделяется внимание, и в частности размещается информация о сезонных лекарственных препаратах, о наличии определенной линейки БАД или медизделий и т.п.) может быть квалифицировано как реклама.
А к размещению рекламы тоже есть определенные требования.
Учитывая вышеизложенное, размещение информации о тех или иных наименованиях ассортимента аптечной организации в соцсети «ВКонтакте» (равно как и на других интернет-ресурсах) может повлечь за собой нарушение норм, установленных действующим законодательством.
источник: sojuzpharma.ru