Сельские аптеки: куда заведет «дорожная карта»?

Сельские аптеки: куда заведет «дорожная карта»?
В ходе межрегиональной конференции «Сельская аптека. Современный подход к повышению доступности лекарственных препаратов для населения» была презентована утвержденная Росздравнадзором «дорожная карта» по стимулированию открытия новых аптек. Документ призван максимально облегчить процесс лицензирования, чтобы даже вчерашний выпускник смог стать фармпредпринимателем. Что не так с этой инициативой?
Наш эксперт — доктор фармацевтических наук, профессор, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия» Александр Гришин.
Ждем аптечных вундеркиндов?
То, что «дорожная карта» была презентована на тематической конференции «Сельская аптека», не случайно. Облегчение лицензирования аптек при открытии явно направлено на стимулирование развития аптек в сельской местности. В первую очередь приглашение в рамках этой карты получили выпускники вузов и колледжей, так как новая редакция Положения о лицензировании фармдеятельности сняла ограничение по стажу для руководителей аптечных организаций. В городах, как известно, более чем достаточно аптек. Зато в мелких и средних сельских поселениях купить лекарство зачастую просто негде. Сельские жители испытывают серьезные проблемы с доступностью лекарственной помощи. Казалось бы, раздолье для фармацевтических предпринимателей: конкуренции нет, потребители реально нуждаются в лекарствах. С этой мотивацией и вышли к профессиональной общественности представители Национальной фармацевтической палаты (НФП) и Росздравнадзора.
Но насколько «молодежный призыв» реально нацелен на устранение важнейшей социальной проблемы в селе? Семь раз отмерь... Первое предостережение – начиная свой бизнес, убедитесь, гарантирована ли его рентабельность или хотя бы его безубыточность. Следует помнить из курса управления и экономики фармации, что даже скромная сельская аптека должна иметь не менее 2–3 тысяч наименований товаров аптечного ассортимента, обремененного к тому же обязательным перечнем. На препараты, входящие в список ЖНВЛП, наценка ограничена, значимых прибылей на них не получить. К тому же покупательная способность сельского населения мала по причине низкой численности и крайней ограниченности доходов. Можно ли заработать на аспирине и анальгине?
Есть и другие сложности:
- низкая оборачиваемость товарных запасов;
- ограниченность сроков годности лекарств;
- проблема списания просроченных препаратов;
- частое отсутствие Интернета для учета реализации в системе «Честный знак».
Учитывая все это, можно понять, что отсутствие аптек в небольших поселениях – не прихоть аптекарей, а объективная отечественная реальность. Бизнесменам имеет смысл хорошенько взвесить фармперспективы на селе.
Рукой подать до лицензии, а что дальше…
Второе предупреждение связано с легкостью получения лицензии на фармацевтическую деятельность. На первый взгляд, выглядит все как в сказке: для лицензирования достаточно подать заявление в электронном виде на портале Госуслуги. Любой обладатель диплома вуза или колледжа по фармацевтической специальности может подать заявление и открыть аптеку. Казалось бы, мечта предпринимателя. Но о главном – гробовое молчание! С получением «сказочной» лицензии никто не отменяет жестких правил по соблюдению многочисленных лицензионных требований. Поэтому за феерически простым лицензированием следуют «отрезвляющие» проверочные мероприятия многочисленных контролирующих ведомств. При этом предпринимателю потребуется представить надзорным органам те же документы и выполнить те же условия, которые нужны были и при прежнем режиме лицензирования.
Бизнесмен, заранее подготовивший полный пакет документов и прошедший предварительную проверку экспертов на соблюдение лицензионных условий без риска получить штраф за какие-то нарушения, на мой взгляд, находится в более защищенном положении, чем счастливчик со «сказочной» лицензией, который будет вынужден отстаивать свои профессиональные позиции уже при контрольных проверках под риском реальных штрафных санкций.
Считаю, что эту инициативу можно сравнить с медвежьей услугой для предпринимателей, которая создает предпосылки для более частых штрафных санкций.
Те же грабли
Таким образом, инновация у меня оптимизма не вызывает. Удивляет, почему многочисленный предшествующий опыт остался вне поля зрения авторов этого документа.
Уже накопилось немало распиаренных аналогичных проектов, которые ушли в историю без ощутимых результатов. На слуху совсем недавняя грандиозная пиар-акция, что «Почта России» обеспечит лекарствами села на всех бескрайних просторах страны. Но что-то пошло не так.
На мой взгляд, недооценка особенностей фармацевтического бизнеса менеджментом «Почты России» и переоценка своих компетенций существенно отразились на размерах издержек ведомства и охладили его азарт в вопросах поглощения аптечного сегмента рынка.
Аптечные пункты в большинстве сельских отделений не смогли полноценно начать действовать. Имею все основания считать, что и новая инициатива Росздравнадзора и НФП по открытию новых сельских аптек повторит историю печальных проектов, так как лишена экономической целесообразности.
Как же реально обеспечить село лекарствами
Наличие серьезной социальной проблемы, связанной с недостаточной доступностью лекарств в средних и малых селах, никто не отрицает, и это давно беспокоит российские власти. Можно ли реально повысить доступность лекарственной помощи в сельской местности? Я считаю, да. Для этого необходимо создать адекватные бизнес-структуры, которые бы занимались свойственной им деятельностью на паритетных началах.
Речь идет о создании коллаборации успешно функционирующих аптек в райцентрах и крупных сельских поселениях и «Почты России». При этом, учитывая уникальные возможности почты, ей должна быть отведена функция оперативной доставки по конкретным заявкам больных или медицинских работников из деревень и сел по всем известному бесплатному телефонному номеру (8–800…) или интернет-сайт у. Аптека же будет заниматься своей профессиональной деятельностью по подготовке заказов к доставке.
Разумеется, почта при этом брала бы установленную плату за курьерские услуги. Преимущество сельского почтальона – то, что он доставит лекарство практически на дом к постели больного. Срок доставки – день-два – вполне приемлем для амбулаторных пациентов и достижим в рамках сельского административного района. Сочетание фармацевтических компетенций и широкой сети почтовой доставки позволит решить эту затянувшуюся проблему. Да, предстоит урегулировать проблемы межведомственного взаимодействия, думаю, это может пройти успешнее под патронажем муниципальных администраций.
Главное, чтобы люди, принимающие судьбоносные решения, делали выводы на основании реального научного и практического опыта широкого круга профессионалов в интересах клиентов. Пиар не заменяет компетентности.
источник: pharmarf.ru