О чем мечтали и с чем были не согласны фармспециалисты в 2023 году
О чем мечтали и с чем были не согласны фармспециалисты в 2023 году
О работе
Тем не менее, как показал один из опросов, лишь 6% первостольников интересуются свежими предложениями ежедневно, при этом чаще всего с целью не найти, а сменить место работы.
Большинство же работников аптек иногда заходят полистать вакансии, чтобы понять, соответствует ли их уровень зарплаты общей тенденции.
Пожалуй, самый интересный вывод этого опроса — первостольники не верят объявлениям. И если ищут работу, то предпочитают проверенный способ — сарафанное радио.
Все тот же кризис кадрового потенциала вынудил работодателей ставить одну заведующую на несколько аптечных точек. Этот кластерный подход к формированию команды, по мнению бизнесменов, позволяет оптимизировать управление аптеками. Но первостольникам он не нравится. 88% опрошенных фармспециалистов придерживаются золотого правила: «одна заведующая — одна аптека».«В объявлении было указано 40 тыс. руб., приехала на собеседование, в результате 30 тыс. руб. Некрасиво. С порога обман. Развернулась и ушла».
В целом у большинства первостольников душа лежит к работе в льготных отделах и больничных аптеках. Оно и понятно: нет допродаж, маркетинговых планов, товара месяца, акций, персональных предложений — всего того, что так утомляет специалистов.«Я работала в одной аптечной сети, где в целях экономии была заведующая на три аптеки. Она просто не успевала. Заведующие часто менялись. В результате товара ходового нет, с персоналом беда».
О новых инициативах
Решить проблему дефицита кадров в 2023 году законодатели и эксперты пытались двумя новыми способами.
Первая инициатива предполагала увеличение в стране числа круглосуточных аптек в регионах, где не хватает не только фармспециалистов, но и аптек в принципе. Однако, как показал опрос, сами первостольники в ночной работе видят мало смысла. 51% считают, что такой график в восьми из десяти случаев не оправдан.
Вторая инициатива предполагала вернуться к советской модели распределения студентов, получивших образование на бюджетной основе, и таким образом насытить труднодоступные регионы квалифицированными фармспециалистами. Однако, судя по опросу, село — это не место работы мечты.«У меня консультация в два ночи по поводу панических атак у подруги после кофе, покупка гематогена в 3:20. А в половине пятого вопрос: чем отличается детский нафтизин от взрослого?»
Впрочем, 55% респондентов оценили эту инициативу положительно. Но она должна иметь мотивационную составляющую, чтобы первостольники понимали, что они получат за свое решение поехать на два года в село. А хотят фармспециалисты большую зарплату, льготы и жилье.«Для молодого поколения принудительная работа, да еще и в селе, может оказаться морально тяжелой нагрузкой. Человек поступил на бюджет, потратил на это много сил и времени. И это ему награда? Два года жизни в селе?»
О рецептах
В 2023 году регуляторы решили ужесточить наказания за отпуск Rx-лекарств без рецепта, а ассоциации в ответ выступили с критикой врачебного сообщества: 30% рецептов содержат ошибки.
Как показал опрос, несмотря на усиление контроля, запрос на продажу рецептурного препарата без рецепта так и остался традиционной практикой. И 91% первостольников поддерживают введение курсов для врачей по выписке рецептов.
Впрочем, электронным рецептам, которые по своей сути должны исключить факты поддельных и ошибочных рецептов, первостольники тоже не сильно доверяют. 72% сказали, что им легче работать с бумагой, просто потому, что они привыкли к этому. При обслуживании электронных рецептов часто возникают технические проблемы. Тем не менее специалисты тормозить прогресс не собираются и готовы постепенно переходить на систему электронных рецептов.«Понятно, что они загружены, а возможно, им просто лень. В аптеке тоже работа не сахар, а последствия разгребают провизоры».
Об образовании
В 2023 году Минздрав упростил механизмы подачи документов для прохождения всех типов аккредитаций. И похоже, процедура аккредитации, наконец, становится для первостольников не малопонятным новшеством, а доступной системой. 82% фармспециалистов сказали, что не испытывают трудностей с заполнением бланков, у 87% нет проблем с подбором курсов. При этом прохождение как первичной, так и периодической аккредитации чаще всего оплачивает работодатель.
О покупателях«Тратить не планирую. Обучалась, обучаюсь и буду обучаться бесплатно».
Фармвестник предоставил первостольникам возможность ответить на эти заявления и рассказать, чем на самом деле недовольны их покупатели.
Девяносто пять процентов опрошенных не получали претензий по фармконсультированию, предмет жалоб посетителей — в иной плоскости, считают они.
При этом первостольникам часто приходится примерять на себя роль врача, что выходит за рамки фармконсультирования. 41% респондентов сказали, что покупатели приходят от врача и просят проверить правильность его назначений.Покупателей возмущает:
• стоимость лекарств;
• неготовность первостольника отпустить рецептурный препарат без рецепта;
• отказ специалиста от разговора «по душам» о проблемах с внуками и ценах на хлеб;
• отказ проконсультировать по купленным в соседней аптеке препаратам после консультации фармспециалиста-конкурента.
О себе«Потому что фармацевты — это бесплатные врачи: и посоветуют, и вылечат».
Работа «на ногах», недовольство покупателей, небрежность врачей, планы продаж и выполнение маркетинговых обязательств выматывают работников аптек. Синдром профессионального выгорания не редкость, свидетельствуют данные еще одного опроса.
«Ожидания: буду ходить в белом халате, помогать людям. Реальность: продавай СТМ, делай планы».
Улучшить условия труда и сделать первостольника более счастливым, оказывается, не так сложно. Они не капризны. Судя по комментариям, сделать работу в аптеке более комфортной возможно, например, хотя бы поставив стул для первостольника.
Еще они мечтают о том, чтобы об их работе больше рассказывали, чтобы люди понимали — фармспециалисты не виноваты ни в повышении стоимости лекарств, ни в отсутствии нужных препаратов на полках.
Семьдесят три процента первостольников признались, что часто сопереживают покупателям. Многие считают это частью своей профессии. Впрочем, покупатели платят таким специалистам той же монетой. Абсолютное большинство (92%) сотрудников аптек рассказали, что часто получают комплименты от покупателей.«Ну, и должен быть закон в поддержку первостольников, который запрещал бы оскорблять сотрудников аптеки. А то так получается, что приходят, все что угодно говорят, а тебе еще весь день работать».
О будущем«Один мужчина зовет меня «королева».
Приоритеты фармспециалистов, которые думают о своем дальнейшем карьерном росте, смещаются в сторону цифровизации. Подавляющее большинство хотят и нуждаются в дополнительном обучении цифровым технологиям.
Сорок три процента работников аптек помимо обязательных курсов для подтверждения своих компетенций с удовольствием находят время для саморазвития в профессиональном и творческом плане. Несмотря на сложности, фармспециалисты любят свою работу и подавляющее большинство не думает уходить из отрасли.
В новом году себе и своим коллегам сотрудники аптек чаще всего желали терпения, роста заработной платы и здоровья. А еще — веры в то, что когда-нибудь, совсем скоро, отношение к профессии фармспециалиста изменится.
источник: pharmvestnik.ru