Вопрос-ответ: консультирует юридическая служба ААУ (СРО) «СоюзФарма» (обзор № 25)

Вопрос-ответ: консультирует юридическая служба ААУ (СРО) «СоюзФарма» (обзор № 25)
Спасти жизнь и сохранить здоровье поможет специалист в белом халате. Именно так воспринимает пациент и врача, и фельдшера, и провизора, и фармацевта. Но как быть, если в данный момент привычной одежды белоснежного цвета в наличии не оказалось?
Вправе ли аптека хотя бы на время приобрести для своих сотрудников костюмы других расцветок? И какими нормами регламентируются те или иные качества специальной одежды фармацевтических специалистов?
Ответы на вопросы – в нашем новом обзоре.
Вопрос: Предусмотрены ли какими-либо нормативными актами основные параметры спецодежды фармацевтов и провизоров – в первую очередь, ее цвет?
Ответ: Требования к цвету санитарной одежды фармацевтических работников законодательством не установлены. При этом в ходе профессиональной деятельности могут применяться обычаи делового оборота.
Как отмечено в статье 5 ГК РФ, обычай - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо сфере деятельности не предусмотренное законом правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Согласно существующим обычаям, насколько нам известно, в специальной одежде фармацевтических работников принято использовать классический белый халат. При этом на спецодежду по общим правилам, установленным ТК РФ, должны быть действующие сертификаты или декларации о соответствии - отвечающие требованиям законодательства о техническом регулировании.
Также обратим ваше внимание на действующие нормы и правила обеспечения сотрудников спецодеждой – которая, к тому же, является одним из видов средств индивидуальной защиты. Базовые положения содержатся в статье 221 Трудового кодекса, а детальная регламентация данного процесса приведена в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ № 766н от 29.10.2021 «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами».
Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, утвержденные приказом Минтруда России № 766н, вступили в силу с первого сентября минувшего 2023 года. Они пришли на смену нормам приказа Минздравсоцразвития РФ № 290н от 01.06.2009 «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
С сентября прошлого года действуют также единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, утвержденные Приказом Минтруда России №767н от 29.10.2021 «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
При этом установлен переходный период: до 31 декабря текущего 2024 г. для обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами работодатель вправе использовать прежние типовые нормы, изданные до 1 марта 2022 г.
Т.е. в нынешнем году организация может руководствоваться либо едиными типовыми нормами, установленными приказом Минтруда России № 767н, либо предшествующими, опубликованными ранее первого марта 2022 года. Решение о выборе «новых» или «старых» норм работодатель принимает самостоятельно - и оформляет письменно.
Кроме того, согласно приказу Минтруда России № 766н, при обеспечении работников СИЗ нужно учитывать результаты спецоценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) - а также мнения профсоюзов или иных представителей работников при их наличии.
Для аптечных организаций нормы бесплатной выдачи СИЗ были утверждены:
- Приказом Минздрава СССР № 65 от 29.01.1988 г. «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви»
- Постановлением Минтруда России от 29.12.1997 № 68 (ред. от 05.05.2012) «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
Согласно пункту 5.22 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 (ред. от 14.04.2022) «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования»», установлено, что смена санитарной одежды должна производиться по мере загрязнения - но не реже одного раза в неделю.
В заключение нашего сегодняшнего обзора приведем юридическую справку об основных особенностях регламентации обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами (на основании положений статьи 221 Трудового кодекса и приказа Минтруда России № 766н).
1) Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
2) СИЗ включают в себя: спецодежду (!), спецобувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
Закупаемые работодателем СИЗ должны пройти подтверждение соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 019/2011. На них должны быть действующие сертификаты или декларации о соответствии – отвечающие требованиям законодательства о техническом регулировании.
3) Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4) Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании вышеуказанных единых Типовых норм - с учетом результатов СОУТ и ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при его наличии). Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу СИЗ, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену.
5) Потребность в СИЗ устанавливается работодателем в зависимости от профессий (должностей) работников с учетом перечня и уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР, количества работников на этих рабочих местах, с учетом организации мероприятий по уходу - и иных определяемых работодателем влияющих на уровень данной потребности факторов.
Нормы разрабатываются работодателем на основе Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ и ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при его наличии), требований правил по охране труда, паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами - и иных документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ.
Если наименования профессии или должности нет в положениях Единых типовых норм выдачи СИЗ в соответствии с профессией (должностью) работника - либо если уровень защиты, обеспечиваемый предлагаемым данными положениями набором СИЗ, не соответствует имеющимся на рабочих местах вредным и (или) опасным производственным факторам и опасностям, выявленным при проведении СОУТ и ОПР, работодатель при разработке норм должен руководствоваться всеми положениями Единых типовых норм, результатами СОУТ и ОПР, правилами по охране труда, паспортами безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иными документами, содержащими информацию о необходимости применения СИЗ.
источник: sojuzpharma.ru