Может ли полиция проводить проверку в аптеке?
ООО «АйТи - Аптека»
Компания
  • О нас
  • Наша команда
  • Клиенты
  • Отзывы
О программе М-АПТЕКА плюс
  • Преимущества
    • Преимущества
    • Функционал
    • Демо-версия
    • Оборудование
  • Функционал
    • Рабочее место заведующего аптекой
    • Работа в торговом терминале
    • Анализ товарных запасов и отчеты
    • Заказ товара у поставщиков
  • Демо-версия
    • Заказать презентацию М-АПТЕКА плюс
    • Видеоролики
  • Оборудование
    • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
    • Дисплеи покупателя
    • Компьютерное оборудование
    • Принтеры этикеток
    • Сканеры штрих-кодов
    • Системы подсчета посетителей
    • Чековые принтеры
Услуги
  • Обслуживание и поддержка
  • Обучение
  • Установка программы
  • Индивидуальные доработки
  • Прочее
    • Обслуживание и поддержка
    • Обучение
    • Установка программы
    • Индивидуальные доработки
    • Прочее
Публикации
  • Новости
  • Статьи
  • Интересное
    • Новинки
    • Вебинары
    • Презентация М-АПТЕКА плюс
Продукты
Контакты
  • Портал техподдержки
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    8 800 555 77 16
    Заказать звонок
    help@itapteka.ru
    Новосибирск, Зеленая горка, 1/16
    ООО «АйТи - Аптека»
    Экосистема для аптек
    8 800 555 77 16
    Заказать звонок
    Компания
    • О нас
    • Наша команда
    • Клиенты
    • Отзывы
    О программе М-АПТЕКА плюс
    • Преимущества
    • Функционал
    • Демо-версия
    • Оборудование
    Услуги
    • Обслуживание и поддержка
    • Обучение
    • Установка программы
    • Индивидуальные доработки
    • Прочее
    Публикации
    • Новости
    • Статьи
    • Интересное
    Продукты
    Контакты
    • Портал техподдержки
      ООО «АйТи - Аптека»
      Компания
      • О нас
      • Наша команда
      • Клиенты
      • Отзывы
      О программе М-АПТЕКА плюс
      • Преимущества
      • Функционал
      • Демо-версия
      • Оборудование
      Услуги
      • Обслуживание и поддержка
      • Обучение
      • Установка программы
      • Индивидуальные доработки
      • Прочее
      Публикации
      • Новости
      • Статьи
      • Интересное
      Продукты
      Контакты
      • Портал техподдержки
        ООО «АйТи - Аптека»
        ООО «АйТи - Аптека»
        • Компания
          • Назад
          • Компания
          • О нас
          • Наша команда
          • Клиенты
          • Отзывы
        • О программе М-АПТЕКА плюс
          • Назад
          • О программе М-АПТЕКА плюс
          • Преимущества
            • Назад
            • Преимущества
            • Преимущества
            • Функционал
              • Назад
              • Функционал
              • Рабочее место заведующего аптекой
              • Работа в торговом терминале
              • Анализ товарных запасов и отчеты
              • Заказ товара у поставщиков
            • Демо-версия
              • Назад
              • Демо-версия
              • Заказать презентацию М-АПТЕКА плюс
              • Видеоролики
            • Оборудование
              • Назад
              • Оборудование
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Системы подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
          • Функционал
            • Назад
            • Функционал
            • Рабочее место заведующего аптекой
            • Работа в торговом терминале
            • Анализ товарных запасов и отчеты
            • Заказ товара у поставщиков
          • Демо-версия
            • Назад
            • Демо-версия
            • Заказать презентацию М-АПТЕКА плюс
            • Видеоролики
          • Оборудование
            • Назад
            • Оборудование
            • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Назад
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Системы подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Дисплеи покупателя
              • Назад
              • Дисплеи покупателя
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Компьютерное оборудование
            • Принтеры этикеток
              • Назад
              • Принтеры этикеток
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Сканеры штрих-кодов
              • Назад
              • Сканеры штрих-кодов
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Системы подсчета посетителей
              • Назад
              • Системы подсчета посетителей
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Системы подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
            • Чековые принтеры
              • Назад
              • Чековые принтеры
              • Онлайн ККМ (ФЗ-54)
              • Дисплеи покупателя
              • Компьютерное оборудование
              • Принтеры этикеток
              • Сканеры штрих-кодов
              • Счетчики подсчета посетителей
              • Чековые принтеры
        • Услуги
          • Назад
          • Услуги
          • Обслуживание и поддержка
          • Обучение
          • Установка программы
          • Индивидуальные доработки
          • Прочее
            • Назад
            • Прочее
            • Обслуживание и поддержка
            • Обучение
            • Установка программы
            • Индивидуальные доработки
            • Прочее
        • Публикации
          • Назад
          • Публикации
          • Новости
          • Статьи
          • Интересное
            • Назад
            • Интересное
            • Новинки
              • Назад
              • Новинки
              • Новинки
            • Вебинары
              • Назад
              • Вебинары
              • Вебинары
              • Прошедшие вебинары
              • Скоро в эфире
            • Презентация М-АПТЕКА плюс
        • Продукты
        • Контакты
          • Назад
          • Контакты
          • Портал техподдержки
        • 8 800 555 77 16
        help@itapteka.ru
        Новосибирск, Зеленая горка, 1/16
        • Главная
        • Публикации
        • Новости
        • Новости

        Может ли полиция проводить проверку в аптеке?

        • Новости
        • Статьи
        • Интересное
        Заказать звонок
        Написать сообщение
        Оставить отзыв
        Может ли полиция проводить проверку в аптеке?

        Может ли полиция проводить проверку в аптеке?

        Время от времени аптечные организации сталкиваются с такими проверяющими как сотрудники полиции. Законны ли такие проверки, что по закону имеют право делать сотрудники полиции и как вести себя фарсмпециалисту, если в аптеку нагрянула полиция — разберемся в этой статье на основе действующего законодательства и судебной практики.

        Проверки непосредственно фармацевтической деятельности осуществляются на основании норм Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В соответствии с п.3 ст.1 мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (далее — ОВД), а также оперативно-разыскная деятельность не относятся к государственному контролю в рамках этого закона.

        В каком случае полиция может нагрянуть в аптеку

        Деятельность сотрудников полиции, регламентируется двумя другими основными законами:
        • Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ № 3-ФЗ)
        • Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ № 144-ФЗ)
        • Это те нормы, с которыми может ознакомиться любое заинтересованное лицо, поскольку они не носят гриф «секретно» или «для служебного пользования». Поэтому при дальнейшем рассмотрении вопроса будем опираться именно на них.
        Итак, в соответствии со ст.1 ФЗ № 3-ФЗ роль полиции:
        • защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства
        • противодействие преступности
        • охрана общественного порядка, собственности
        • обеспечения общественной безопасности
        Из обязанностей сотрудников полиции (ст.12 ФЗ № 3-ФЗ), осуществление которых так или иначе может коснуться деятельности аптек, следующие:
        • принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях
        • проводить проверку заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях
        • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, пресекать незаконные деяния, фиксировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность их следов
        • выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению
        • в рамках расследования, возбуждать уголовные дела, производить дознание
        • в пределах своих полномочий исполнять решения суда, письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания, проводить оперативно-разыскных мероприятий
        • осуществлять оперативно-розыскную деятельность для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений
        • выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных полиции
        • изымать у должностных лиц поддельные документы, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения
        • осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
        Проверки аптек — не обязанность полиции

        Из приведенных выше пунктов видно, что проверка аптек, также как и других организаций, не являются прямой обязанностью сотрудников ОВД. Полиция в целом участвует в выявлении и пресечении административных правонарушений и уголовных преступлений (ст.2 ФЗ № 3-ФЗ). Другими словами, аптечная организация может стать объектом реагирования полиции, если она будет обладать информацией о готовящемся или совершаемом противоправном действии.

        Кроме того, деятельность сотрудников полиции должна придерживаться следующих принципов (ст. 6 ФЗ № 3-ФЗ):
        • Любые ограничения прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимы только в соответствии с основаниями и порядком, установленными федеральным законом
        • Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий
        • При выполнении служебных обязанностей сотрудник полиции не может оправдывать свои действия (или бездействие) ссылаясь на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или иные обстоятельства

        Что может делать сотрудник полиции в аптеке

        1. Самостоятельное выявление и пресечение правонарушений и преступлений осуществляется полицией в рамках ФЗ № 144-ФЗ.

        Сотрудник полиции может проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия:
        • Опрос
        • Наведение справок
        • Сбор образцов для сравнительного исследования
        • Проверочная закупка
        • Исследование предметов и документов
        • Наблюдение
        • Отождествление личности
        • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
        • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
        • Прослушивание телефонных переговоров
        • Снятие информации с технических каналов связи
        • Оперативное внедрение
        • Контролируемая поставка
        • Оперативный эксперимент
        • Получение компьютерной информации
        Этот список действий является конечным и не может быть произвольно изменен сотрудником полиции. Дополнения или какие-либо изменения его возможны только путем принятия федерального закона.

        Действия полицейских так или иначе всегда документируются. Это связано с тем, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (ст. 9 ФЗ № 144-ФЗ), а выявленные факты противоправных действий могли служить допустимыми доказательствами в суде (ст. 55, 60 ГПК РФ, гл. 11 УПК РФ, гл. 7 АПК РФ*).

        Например, оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в рамках заведенного дела оперативного учета (ст. 10 ФЗ № 144-ФЗ). Порядок ведения таких дел и иной документооборот, регламентируется нормами МВД и относится к категории «для служебного пользования» (например, приказ МВД России от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»).

        Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в другие государственные органы по подведомственности, например, в налоговые органы для осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц (ст. 11 ФЗ №144-ФЗ).

        2. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и по поручению следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по делам, находящимся в их производстве (ст. 7 ФЗ № 144-ФЗ) в целях оказания содействия по сбору информации и т.п.

        3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов в обеспечении соблюдения законности и правопорядка (п.3 ст.1, п.3 ст. 10 ФЗ № 3-ФЗ).

        На практике подобный функционал сотрудников ОВД нужно искать в отдельных разбросанных нормах по всему законодательству:

        Пример №1

        В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового кодекса РФ, а также пп. 28 п. 1 ст. 13 ФЗ № 3-ФЗ органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. А порядок взаимодействия таких выездных проверочных мероприятий определен Инструкцией, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

        Важно знать, что в случае участия сотрудников ОВД в налоговой проверке, они должны быть указаны в решении о проведении проверки, а по результатам мероприятия должны подписать акт выездной налоговой проверки (п. 16 Инструкции).

        Пример №2

        Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» говорит, что по запросу территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования (сегодня – это Социальный фонд России (СФР)) в проводимых ими выездных проверках могут участвовать органы внутренних дел (п.5 ст. 26.14). Регламент по проведению таких проверок пока не утвержден.

        Пример №3

        Существует действующий совместный приказ МВД РФ и Минздравсоцразвития РФ № 879/746 от 03.11.2006 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации». Мероприятия в рамках этого документа призваны:
        • защитить потребительский рынок от распространения продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, не отвечающей требованиям, предъявляемым законодательством РФ
        • сформировать негативное общественное отношение к приобретению и распространению контрафактной продукции
        Однако здесь речь не идет о совместных проверках ОВД и Роспотребнадзора, как в случае с налоговой, а только лишь об информационном обмене в результате самостоятельно проведенных проверок.

        Сотрудники полиции в рамках этого документа при пресечении административных правонарушений в сфере потребительского рынка вправе:
        • Получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них
        • Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание
        • Вносить обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений
        • Производить осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих ЮЛ или ИП, в присутствии их представителя и двух понятых в порядке, предусмотренном ст. 27.8 КоАП РФ
        • Осуществлять изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, товаров, транспортных средств и иного имущества в присутствии двух понятых в порядке, предусмотренном ст. 27.10 КоАП РФ
        • Осуществлять арест товаров, иных вещей в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ

        Дублирование контрольных функций

        В конце прошлого года в Государственную Думу РФ поступил законопроект № 481609-8 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», который был разработан во исполнение п. 5 Перечня поручений Президента РФ от 16.08.2023 № Пр-1619. Этот документ для снижения административной нагрузки на бизнес должен был устранить дублирование полномочий полиции и иных контрольно-надзорных органов в области производства по делам об административных правонарушениях.

        Многими был сделан вывод о том, что в случае принятия этого законопроекта, полиция перестанет проверять аптеки на предмет соблюдения лицензионных требований. И это, возможно, следовало из пояснительной записки к законопроекту, но не содержалось в самом тексте документа.

        Кроме того, в соответствии с положениями ФЗ № 3-ФЗ сотрудник ОВД проверяет лицензии и иные документы в рамках лицензионного вида деятельности только по тем видам деятельности, которые закреплены за полицией (например, лицензионная деятельность по обороту НС, ПВ и их прекурсоров). А в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях, которые относятся к подведомственности органов внутренних дел, по ч.3, 4 ст. 14.1 (основная статья по привлечению аптек за нарушение лицензионных требований) и так не входит в полномочия ОВД. В ст. 28.3 КоАП РФ указано, что должностные лица органов внутренних дел могут составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ст. 14.1, но в части соблюдения требований законодательства об оружии.

        Судя, по данным официального ресурса Государсвтенной Думы указанный выше законопроект оставлен без движения на стадии рекомендации к рассмотрению в первом чтении.

        Полиция в аптеке: случаи из судебной практики

        Пример №1

        Письмом прокуратуры отделу полиции поручено провести оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» в аптечных учреждениях, в отношении которых у отдела полиции есть оперативная информация о фактах приобретения кодеиносодержащих препаратов для изготовления дезоморфина. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прокурором доказано наличие в действиях аптеки признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – продажа рецептурных препаратов без рецепта (постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу № А33-10981/2012).

        Пример №2

        Сотрудники аптеки не впустили проверяющих Росздравнадзора, у которых были законные основания для проведения проверки. Последние вызвали полицию для устранения воспрепятствования проведению контрольного мероприятия (постановления Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2016 № А56-45862/2016, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу).

        Пример №3

        По причине изменения маркетинговой стратегии фармкомпании у одного их препаратов была отозвана регистрация. Вместо отправки в карантинную зону, сотрудником аптеки препарат был продан покупателю. Совершенное правонарушение было документально зафиксировано сотрудниками полиции, и материалы направлены в территориальный орган Росздравнадзора, который по этому факту составил протокол об административном правонарушении. Все собранные документы и материалы дела направлены Росздравнадзором в Арбитражный суд. В суде представитель аптеки заявил о недопустимости доказательств, представленных сотрудниками полиции, т.к. они были оформлены в нарушении действующих норм. Однако суд не внял доводам аптеки и посчитал, что факт совершения нарушения установлен. Аптека была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 750 000 руб (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 № 15АП-23381/2019).

        Пример №4

        Сотрудником аптеки был продан рецептурный препарат без рецепта. Факт правонарушения был зафиксирован материалами полиции. На их основании Росздравнадзор составил протокол и направил материалы в суд. В судебных актах материалы полиции не были указаны и законность проведения полицейских мероприятий в деле не проверялась. Но аптека все же была наказана штрафом в 100 000 руб за грубое нарушение лицензионных требований (определение Верховного Суда РФ от 11.02.2020 № 308-ЭС19-28141).

        Подведем итоги

        1. Сотрудники полиции могут приходить в аптеки в рамках проверочных мероприятий
        2. Органы внутренних дел не относятся к контролирующим органам в рамках Федерального закона № 248-ФЗ, поэтому его нормы не распространяются на действия полиции
        3. Действия сотрудников полиции должны сопровождаться документами (например, распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений; постановление следователя о проведении обыска, протокол по результатам осмотра помещений и т.п.).
        4. Сотрудники полиции не относятся к надзорным органам, поэтому беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения (как сотрудники прокуратуры) могут посещать организации и знакомиться с необходимыми документами и материалами только в связи с:

        расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях
        проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции (ст. 13 ФЗ № 3-ФЗ)\

        5. Соблюдение аптеками лицензионных требований не относится к ведению полиции, действующего соглашения между Росздравнадзором и МВД о взаимодействии не заключено, поэтому сотрудники полиции могут осуществлять проверку в аптеке только по фактам, указанным в п.4

        Как вести себя сотруднику аптеки, если пришла полиция

        К посещению сотрудников полиции стоит отнестись внимательно: попросить предъявить документы, удостоверяющие личности представителей ОВД, и документы, являющиеся основанием для проведения каких-либо мероприятий.

        По возможности необходимо все документы зафиксировать. Проверочные мероприятия полицейских с их разрешения лучше зафиксировать на видеокамеру. Если в аптеке на момент прихода полицейских не более двух сотрудников, то лучше закрыть аптеку на время проведения полицейского мероприятия, чтобы обеспечить их сопровождение по территории аптеки.

        источник: www.smartpharma.ru
        11.06.2024

        Возврат к списку

        Услуги
        Обслуживание и поддержка
        Обучение
        Установка программы
        Индивидуальные доработки
        Прочее
        О программе М-АПТЕКА плюс
        Преимущества
        Функционал
        Демо-версия
        Оборудование
        Компания
        О нас
        Наша команда
        Клиенты
        Отзывы
        Продукты
        Контакты
        Публикации
        Подписка на рассылку
        8 800 555 77 16
        Заказать звонок
        help@itapteka.ru
        Новосибирск, Зеленая горка, 1/16
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        © 2025 Автоматизация аптек
        Заказать звонок
        Написать сообщение
        Оставить отзыв