Фармкадры: в поисках выхода из лабиринта

Фармкадры: в поисках выхода из лабиринта
Выпускники фармфакультетов не хотят работать в аптеке. Как и чем мотивировать их, чтобы вернуть интерес молодых специалистов к профессиям фармацевт и провизор?
Проблема дефицита аптечных кадров существует много лет, но сейчас приобрела большой масштаб. Такой, что с 1 января 2025 года Минздрав допустил к бессрочной работе в аптеках студентов медвузов с четвертого курса. Студенты могут занимать должность специалиста со средним фармацевтическим образованием.
Фармобразованию и аптечным кадрам была посвящена пленарная сессия второго съезда Российской ассоциации аптечных сетей (РААС).
Разница между провизором и фармацевтом в аптеке стирается
«Проблем с кадрами нет, есть вопросы. В Пятигорске, например, второй год недобор на бюджет, — рассказывает Жан Гончаров, генеральный директор аптечной сети «Вита Плюс», председатель аккредитационной комиссии для выпускников-провизоров в Ставропольском крае. — Ведь вход в профессию достаточно сложен. И какой смысл сегодня получать высшее образование, если в аптеке все равно окажешься наравне с фармацевтом? А у него среднее, и он не тратит столько жизненных сил».
Действительно, в чем сегодня разница в обязанностях фармацевта и провизора, задается вопросом исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. Функции специалистов со средним и высшим профильным образованием следует четко разделить, чтобы в дальнейшем профессиональная практика не знала ситуаций, в которых подготовка в колледже фактически считается равной обучению в вузе.
При этом отрасль испытывает колоссальную потребность в фармацевтических кадрах. Как сообщает директор Пензенского базового медицинского колледжа Светлана Шахина, конкурс на бюджет по фармации составлял шесть человек на место, а обучать будущих аптечных фармработников приходится в две смены: при текущем количестве студентов площадей не всегда хватает.
Третий год обучения — не лишний, специалист должен сформироваться
Сокращение срока обучения в фармколледжах, принятое по просьбе профессионального сообщества, едва ли решило сегодняшние вопросы с кадрами. Первый выпуск фармацевтов с ускоренным курсом подготовки состоялся в июле 2024 года и показал, что принятых два года для подготовки фармацевта недостаточно.
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, в стенах учебного заведения не только получает знания и приобретает навыки — он учится общению и формирует тот характер, который в дальнейшем поможет выстоять, ставить цели и успешно достигать их, не останавливаясь на полпути. А на это необходимо время, тем более что в школьный период задача воспитания, к сожалению, выполняется не всегда. Поэтому «лишний» год учебы на практике оказался не таким уж и лишним.
Помимо срока обучения важен и подход к процедуре выпускных испытаний. Как комментирует Татьяна Блинова, начальник отдела персонала ГУП АО «Фармация», сегодня школьников активно готовят к единому госэкзамену, а студентов — к аккредитации. Такой акцент может сочетаться с пробелами в образовании: успешно сдавшему тесты и прошедшему собеседование молодому специалисту зачастую не хватает знаний по фармакологии и навыков общения.
Почему аптека не может предложить карьерный рост
Как отметили участники съезда, имеет значение и то, как молодежь воспринимает фармацевтические профессии, какая картина складывается в сознании школьников и студентов, когда они встречаются с работниками аптек.
Молодой специалист должен задумываться о карьерном росте уже на старте, выбирая профессию или делая в ней первые шаги. Сегодняшний уровень заработной платы может показаться достаточным для вчерашнего студента, но когда человек создает семью и начинает растить детей, ему требуются уже другие денежные ресурсы.
Здесь стоит задуматься о профессиональном пути, который может пройти начинающий фармацевт или провизор в современной аптеке. И, как отметил глава аптечной сети «Диалог» Тамерлан Салиев, найти ответ на вопрос, почему сегодня аптека не всегда может предложить сотруднику с профильным образованием желаемую карьерную траекторию.
Как сохранить провизоров-технологов
По информации Нацфармпалаты, далеко не одна сотня фармацевтических специалистов, работающих на должности «провизор-технолог», получила отказ Федерального аккредитационного центра (ФАЦ) в приеме документов на аккредитацию. Позиция ФАЦ объяснялась положениями приказа Минздрава № 206н о квалификационных требованиях к мед- и фармработникам с высшим профильным образованием. В данном документе специальности «Фармтехнология» соответствуют две должности: провизор-технолог и руководитель отдела в аптечной организации.
В то же время, как пояснила Елена Неволина, аккредитация проводится на базе не только приказа № 206н, но и профстандартов. А в стандарте «Провизор» в числе разрешенных должностей отмечена не только должность провизора, но и провизора-технолога, и оба наименования подразумевают одни и те же трудовые задачи. Специального профстандарта для провизора-технолога нет. Поэтому выявленное несоответствие, по сути, формальное.
«Да, есть коллизия между квалификационными справочниками и квалификационными требованиями по фармтехнологии, — отмечает Глеб Захаренко, начальник отдела обеспечения отрасли квалифицированными специалистами Минздрава России. — Сейчас мы вместе с Нацфармпалатой решаем этот вопрос, чтобы сохранить специалистов».
«Коммерциализация образования — наша боль»
Еще один вопрос — рост стоимости платного высшего образования в условиях недобора на бюджет, замечает Жан Гончаров. Этим летом цена обучения значительно выросла в целом ряде вузов. В первом меде, например, будущие провизоры должны оплатить за 2024/2025 учебный год уже не 367, а 600 тысяч рублей.
«Цены? Увы, у нас коммерциализация всего, мы в большой степени на самоокупаемости. 30-40% госфинансирования. Так что другого выхода нет. Это наша боль. И мы зависим от количества студентов», — констатирует Ирина Косова, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации факультета НМО Медицинского института РУДН, профессор кафедры управления и экономики фармации Медицинского института РУДН.
источник: sojuzpharma.ru