В настоящий момент времени по оценкам аналитиков KPMG обхват аптек, внедривших роботов, выглядит следующим образом:
- Германия - 19%
- Франция - 14 %
- Италия и Испания - по 11 %
Как обстоят дела в России? По статистике аптечные роботы есть не более чем у 1,5% аптек.
Для многих неспециалистов аптечный робот представляется как некий человеко-подобный аппарат, который стоит за кассой и вместо фармацевта выдает препараты, передвигаясь по аптеке на колесиках. На самом деле это не так!
Самый распространенный тип аптечных роботов представляет собой большой шкаф со стеллажами, среди которых движется манипулятор. Сотрудники аптеки загружают товар в робосклад, где робот распределяет его по ячейкам. Далее по запросу фармацевта робот собирает нужный товар и доставляет его к кассовому месту для продажи в специальный лоток для выдачи.
Так выглядит хранилище робосклада:
Зона загрузки товара в робот:
Робот в действии:
Использование аптечного робота позволяет сократить время на формирование заказа (фармацевт не тратит время на перемещение по аптеке, поиск нужного товара), минимизировать ошибки и разгрузить фармацевта – у него появляется больше времени на консультирование покупателей, что также способствует увеличению выручки. Наши клиенты, имеющие опыт работы с робоскладом, отмечают, что он не только разгружает сотрудников, но и выступает как имиджевый инструмент.
В зависимости от робосклада в него может быть загружено, как правило, от 10 000 упаковок товара. Обычно аптеки комбинируют хранение товаров в роботе со стандартным размещением на полках. Ходовой товар, который в течение дня реализуется в больших количествах, экономически и логистически не выгодно размещать в робоскладе, так как запасы придется пополнять слишком часто, а это дополнительная нагрузка на персонал. «Ходовка» обычно хранится в прямой доступности от фармацевта. Также в робот нельзя поместить крупногабаритный товар, например, упаковки с подгузниками.
Программа М-АПТЕКА плюс поддерживает полную интеграцию с автоматизированной системой (аптечным роботом) RIEDL PHASYS.
В данный момент робосклад установлен уже в нескольких аптеках наших клиентов.
Робот RIEDL предназначен для загрузки, хранения, управления и выдачи упаковок, которые продаются в аптеке. В комплексе с программой М-АПТЕКА плюс он обеспечивает весь цикл работы с товаром в аптеке – от заказа до реализации.
Как это работает?
После обычной процедуры приемки накладных в программе М-АПТЕКА плюс товар в зоне загрузки по конвейерной ленте попадает в робосклад, где далее распределяется манипулятором по ячейкам. Оператор робосклада видит распределение товара и при необходимости может управлять этим процессом. Робот в процессе загрузки товаров взаимодействует с программой М-АПТЕКА плюс, поэтому в программе отображается информация, какая часть партии товара уже загружена в робосклад, что позволяет контролировать процесс обработки.
При появлении робота в аптеке алгоритм работы первостольника меняется: очевидно, что товар, который находится в роботе, может быть добавлен в чек только путем поиска его на остатках (а не сканированием штрих-кода с упаковки). В программе М-АПТЕКА плюс отображается информация о том, где первостольнику нужно будет взять товар, добавленный в чек: в лотке выдачи робота или на полке
*РС - РобоСклад
Аптека может выбрать, когда робот начнет сборку товара: либо сразу по добавлению его в чек, либо до подачи отдельной команды или расчёта с покупателем. Программа проинформирует фармацевта, когда товар будет добавлен в лоток. По мере выполнения выдачи будут меняться данные в таблице и работать цветовая индикация состояния заказа
Возможна ли полная роботизация аптеки?
О том, сможет ли робот заменить фармацевта и что думает нейросеть об аптеках - здесь
Как мы видим, сейчас роботу для работы нужен человек, который загрузит в него товар и проконтролирует работу роботизированной системы. На рынке есть (правда, очень немногочисленные) решения, которые автоматизируют практически все операции аптеки, кроме одной – продажи товаров, так как по закону робот не может выдавать товары непосредственно покупателям, это должен делать фармацевт. Также робот не сможет проконсультировать, ответить на вопросы и предложить альтернативы.
Для каких аптек аптечный робот – необходимость?
В аптеках с высокой проходимостью (и, как правило, с большим количеством касс) робот может существенно ускорить процесс обслуживания покупателей и поднять его качество. Пока робот готовит товар к выдаче фармацевт может сосредоточиться на консультации покупателей и допродажах.
Как мы уже говорили, программа М-АПТЕКА плюс от АйТи-Аптека имеет интеграцию с робоскладом RIEDL PHASYS!
Позвоните или напишите нам, и мы ответим на все ваши вопросы!
Представляем Вашему вниманию также другие инструменты в ПО М-АПТЕКА плюс: