Напомним, что за продажу лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецептурному бланку, без рецепта, налагаются следующие штрафы:
- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Для товаров из списка ПКУ штрафы больше:
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
- на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В защиту таких покупателей все-таки скажем, что многие действительно не в курсе, что примерно половина их домашней аптечки – это рецептурные препараты, и об изменениях в законодательстве многие не знают.
Но фармацевтам от этого не легче – приходится отказывать в продаже рецептурных препаратов, если рецепта нет. Ситуация усугубляется тем, что посетители часто приходят в аптеку с плохим настроением, так как болеют сами и, соответсвенно, плохо себя чувствуют, либо болеет близкий человек.
Как избежать конфликта и не потерять покупателя?
1. Профилактика
Порой обычная табличка с предупреждением может творить чудеса. Прочитав объявление с ссылкой на нормы закона и размеры штрафов для аптеки, часть покупателей может отказаться от идеи уговорить первостольника нарушить законодательство.
2. Спокойствие
Трудно сдержать раздражение, когда десятый человек за смену пытается приобрести антибиотик без рецепта, но все-таки лучше сохранять нейтральное выражение лица. Просто выслушайте человека и вежливо ответьте, например, так: «Данный препарат отпускается только по рецепту». Можно добавить: «Извините», это покажет ваше сочувствие покупателю.
Как правило, безотказно работает ссылка на внешние обстоятельства, например:
- в аптеке установлены камеры, все действия и разговоры первостольника записываются
- за продажу такого препарата без рецепта – штраф на первостольника лично или устранение от работы
- контроль всех продаж рецептурных ЛС с обязательным предъявлением оригинала или скана рецепта
3. Может заменить?
Покупатели аптеки – не фармацевты, они могут банально ошибиться или не знать, что привычное для них лекарство изменило свой рецептурный статус.
В качестве примера: я сама пыталась купить обезболивающее в аптеке и по ошибке назвала рецептурный препарат, да еще и с кодеином. Очень неприятно было наблюдать перекошенное лицо фармацевта и демонстративный взгляд в сторону. В другой аптеке мне объяснили ситуацию и предложили замену.
4. Не давайте мнимую надежду
Если вы планируете отказать и не видите вариантов для замены, делайте это на первых минутах общения. Нет смысла уточнять дозировку и другие параметры. Конечно, если покупатель хочет узнать стоимость препарата, это его право, но самостоятельно уводить диалог в сторону, которая по мнению покупателя ведет к реализации, не стоит.
5. Помните, что скоро это закончится
Сейчас идет переходный период, когда и аптеки, и их посетители, и врачи привыкают к новым требованиям. Скоро необходимость предъявить рецепт для «обычных» ЛС станет покупателям такой же привычной, как невозможность приобрести без рецепта этиловый спирт.
Как может выглядеть примерный диалог с таким покупателем?
П. Здравствуйте! У вас есть ***н?
Ф. Добрый день! Данный препарат отпускается по рецепту. Могу я его увидеть?
П. Приводит свои аргументы
Ф. Я вас прекрасно понимаю, что в больницах очереди, и к врачу попасть сложно, но все-таки это рецептурный препарат, и назначать его должен врач.
П. Еще какие-то причины для совершения покупки
Ф. Извините, мы работаем под камерами, и у нас такие продажи обязательно контролируются, я не могу нарушить закон, меня тогда оштрафуют лично.
Некоторые покупатели аптек пытаются обмануть систему, оформляя рецептурные ЛС онлайн в надежде, что оформленный заказ в аптеке будет выдан. Если ваша аптека имеет свой сайт, то проверьте, что все рецептурные ЛС имеют соответствующую пометку.
Ваша аптечная программа также должна информировать фармацевта о том, отпускается ли препарат по рецептурному бланку, и если да, то по какому именно! Это позволит избежать ошибок при продаже рецептурных ЛС и штрафов!
Принципиальный момент – информацию о рецептурном отпуске первостольник должен видеть на всех этапах работы, начиная с поиска товара на остатках, чтобы заранее проинформировать клиента о необходимости предъявления рецепта.
В программе М-АПТЕАКА плюс данный функционал реализован в полном объеме!
Уже на этапе первого вопроса от покупателя: «У вас есть ***н?» фармацевт видит информацию, нужен ли будет рецепт при реализации. При помощи специальных пиктограмм первостольник будет проинформирован о том, по какому рецептурному бланку (или без него) отпускается препарат:
Индивидуально, для каждого рецептурного бланка, аптека может назначить разные способы реагирования программы М-АПТЕКА плюс при работе с товарами, отпускаемых по рецепту, на каждом этапе работы.Аптекам не нужно искать, вносить и обновлять данную информацию самостоятельно! Информацию о рецептурном отпуске (и другие данные) для своих клиентов централизованно ведет компания АйТи-Аптека.
При добавлении товара в чек программа сообщит, что лекарственное средство является рецептурным и предложит различные варианты действия первостольника, например, форму для заполнения данных по рецепту для передачи реквизитов в ИС МДЛП:
Также контроль рецептурных препаратов ведется при их заказе и постановке на приход. Подробно о функционале Дополнительные реквизиты товаров в программе М-АПТЕКА плюс здесь или в нашем видео
Напишите или позвоните нам и мы ответим на все ваши вопросы о программе М-АПТЕКА плюс от АйТи-Аптека!
Или прямо сейчас вы можете посмотреть видео о возможностях программы М-АПТЕКА плюс: