Чтобы выжить в этом беспощадном фармацевтическом мире, одни участники предлагают вступить в маркетинговые союзы, другие советуют «отдаться» в полное или частичное управление более крупным аптечным сетям. И все вроде бы прекрасно понимают, что предлагаемые варианты помощи со стороны не являются панацеей от истинных аптечных проблем, которые, на самом деле, кроются внутри самих аптечных организациях. Но ведь так хочется, чтобы кто-то решил «за нас» все сложившиеся проблемы…
«Давят» со всех сторон
Уже на протяжении нескольких лет на фармацевтическом рынке активно обсуждается самая актуальная и острая тема, посвященная жесткой конкуренции между аптеками и варианты борьбы с этой тенденцией. Но конкуренция - не единственная проблема, которая «связывает руки» самостоятельным аптекам и не дает работать в привычном режиме и получая прежнюю прибыль. Практически ежегодно фармацевтический рынок сталкивается с новыми внешними изменениями, которые взбудораживают рынок: консолидация аптечных сетей, в т.ч. объединение в маркетинговые союзы, законодательные ограничения, принятие закона об Интернет-торговле ЛП, маркировка все новых товарных групп аптечного ассортимента, дефицит квалифицированных фарм.специалистов и их обучение т.д. Но кроме внешних, в аптеках существуют еще не менее сложные и важные внутренние проблемы.
Излишний товарный запас, высокий товарный остаток неликвидов, отсутствие баланса в ассортименте, дефектура по ключевым позициям, низкая оборачиваемость товарных запасов, некачественное обслуживание, неэффективные маркетинговые программы и кампании – это истинные проблемы, с которыми сталкивается практически каждая аптека на рынке, и с которыми необходимо бороться в первую очередь.
Причина порождает следствие
Все внутренние проблемы, описанные выше, и не только эти - имеют основную причину их возникновения: отсутствие у аптек эффективных технологий и инструментов для работы со своими же внутренними аптечными бизнес-процессами. И самое интересное состоит в том, что многие участники фармацевтического ритейла даже не догадываются о том, что на сегодняшний день эти проблемы у них существуют в достаточно большом объеме. А связано это, в первую очередь, с тем, что аптеки не обладают оперативными инструментами анализа, которые позволяют провести качественную диагностику своего бизнеса по всем направлениям, или игнорируют их, ссылаясь на нехватку времени.
Зачем нужна аналитика аптекам?
Для принятия оптимальных и своевременных решений аптекам жизненно необходимо иметь инструменты оперативного анализа большого массива данных.
Цель любого анализа - это получение информации, которая необходима для принятия управленческого решения. И очень важно, чтобы информация была получена своевременно, а разработанное решение было в итоге эффективным.
Зачем все-таки нужны инструменты для проведения аналитических работ аптекам? С нашей точки зрения, аналитическая информация и инструменты для работы с ней необходимы для:
1. Выявления проблемных зон в аптеке/аптечной сети.
В первую очередь, анализ выявляет сильные и слабые стороны организации, на которые следует обратить внимание в процессе управления аптекой или аптечной сетью.
2. Управления ассортиментом и товарными запасами в аптеке/аптечной сети.
С помощью данных анализа можно сформировать сбалансированную и прибыльную ассортиментную матрицу и оптимальные товарные запасы для закупки, выявить наиболее топовые и прибыльные позиции.
3. Построения эффективной системы ценообразования и ее корректировки.
Анализ собственной ценовой политики, сравнение с ценами конкурентов, разработка оптимальных ценовых матриц – эта работа должна проводиться в аптеках непрерывно. Цена – это один из основных инструментов достижения финансовых показателей.
4. Оценка эффективности деятельности аптеки/аптечной сети.
Анализ истории продаж за прошлый период отражает изменения во внешней среде. Долгосрочный мониторинг выявляет основные тенденции в деятельности аптеки, позволяет разработать модель развития, подготовиться к сезонным колебаниям спроса, формирует систему мотивации и оценки персонала.
5. Разработка планов, прогнозов, модели развития Компании.
6. Оценка работы сотрудников аптеки.
7. Разработка маркетинговых акций и оценка их эффективности и т.д.
В результате, оперируя аналитическими данными, например, сравнивая их с показателями основных конкурентов, можно корректировать свой ассортимент и ценовую политику, проводить различные маркетинговые кампании, сформировать персональные предложения для клиентов аптек, разработать систему управления персоналом и многое другое. На сегодняшний день аналитические инструменты для аптек – жизненно необходимая составляющая для эффективного управления в розничном фармацевтическом бизнесе.
Текущее состояние аналитических возможностей аптек
Сегодня практически все аптеки работают на учетных программах, в которых, так или иначе, присутствуют аналитические инструменты. Каждый заведующий аптекой может сформировать стандартный отчет на определенную дату в своем программном обеспечении и проанализировать показатели деятельности аптеки или аптечной сети.
Соответственно, возникает вопрос: почему встроенные аналитические инструменты в учетных аптечных программах не совсем удовлетворяют пользователей?
Существует несколько препятствий, которые не позволяют аптекам грамотно работать с встроенными аналитическими инструментами в аптечном программном обеспечении:
- Отсутствие единого номенклатурного справочника
Так уж сложилось, что аптечный ассортимент содержит в себе несколько десятков тысяч предложений. И сложность работы с таким огромным массивом ассортимента связана с отсутствием единого информационного пространства между фармдистрибьюторами и аптеками, так как каждый участник (аптека или поставщик) справочники товаров ведут в своих терминах по своим правилам. Таким образом, аптеки вынуждены практически в ручном режиме самостоятельно сводить многочисленные базы данных в своем программном обеспечения с целью унификации наименований товаров аптечного ассортимента и исключения дублирующихся номенклатурных позиций в своих базах данных.
Унифицированный номенклатурный справочник без дублей – это фундамент для качественной аналитики.
- Отсутствие категоризации
Кроме этого, большинство аптек используют в работе так называемые «линейные» справочники - без классификаторов и прочих необходимых атрибутов.
И повышения эффективности обращения товаров в настоящее время можно достигнуть лишь, используя концепции управления ассортиментом с доказанной эффективностью, одной из которых является концепция категорийного менеджмента - это процесс управления ассортиментом в разрезе товарных категорий, направленный на повышение бизнес-результатов в рамках всей аптечной организации.
Отсутствие разделенния аптечного ассортимента на товарные категории (классификаторы) осложняет проведение не только аналитической работы с ним, но и в общем затрудняет процесс управления товарными запасами.
- Нет дополнительной информации
Помимо классификаторов аптечный справочник должен содержать в себе блок фармацевтической информации, к которой относится:
МНН (международное непатентованное наименование), признаки рецептурности, признак оригинальности препаратов, название производителя, формы выпуска, дозировки и др.
Данная информация позволяет проводить более глубокую аналитику для понимания структуры аптечных продаж с целью выявления предпочтений покупателей на определенные группы, типы, виды товаров и для формирования сбалансированного аптечного ассортимента, а также товарных запасов.
Где выход?
Если крупные аптечные сети могут позволить себе тратить огромные деньги на создание собственных облачных аналитических сервисов, разработку системы отчетности, так как эти данные являются основным источником для принятия управленческих решений и построения эффективного аптечного бизнеса, то небольшие сети и одиночные аптеки не имеют в настоящее время ресурсов, чтобы реализовать самостоятельно свои облачные технологии, т.к. для этого требуются серьезные финансовые вложения и наличие специалистов, которые смогли бы не только разработать и настроить облачных сервис, но поддерживать его работоспособность на протяжении его жизни. Внедрение собственной аналитической системы в облаке исчисляется несколькими миллионами рублей, а поддержка такого сервиса – несколько сотен тысяч рублей в месяц. При таких вложениях нужны, безусловно, аргументы и доказательства эффективности и прибыльности таких «заоблачных» вложений.
И что делать, если очень хочется? Работать на ПО М-АПТЕКА плюс от АйТи-Аптека!
В чем особенность нашей программы и аналитики в ней?
1. Программа работает на Едином Ассортиментном Справочнике, который ведется централизованно силами компании АйТи-Аптека и постоянно контролируется.
2. Товары справочника обогащены распределены по категориям данных классификаторов:
- МКБ-10 классификация
- АТХ – классификация
- Фармакологическая классификация
- Классификация прочих товаров аптечного ассортимента и др.
- МНН;
- обязательный ассортимент;
- рецептурный бланк 107;
- рецептурный бланк 148;
- рецептурный бланк «спецбланк»;
- кодеинсодержащий препарат;
- наркотическое/психотропное;
- принадлежность к списку ПКУ;
- вакцина;
- МИБП;
- оригинальный препарат;
- термолабильный
- спиртосодержащий
- изымаемый рецепт и др.
Примеры некоторых отчетов в программе М-АПТЕКА плюс
Модуль «Отчёты по товарным категориям», который позволяет выполнить анализ товарных запасов и продаж в разрезе классификаторов:
• для лекарственных препаратов
- АТХ (АТС) – классификация;
- Фармакологическая классификация;
- МКБ-10 –классификатор;
• для прочих товаров аптечного ассортимента ( парафармации) применяется разработанная экспертная классификация «Фарма-Эксперт».
Пример анализа товарных запасов по реквизиту "Спиртосодержащий":
Пример отчета по партиям товара, имеющим отклонения от средней розничной цены по товару для группы "Гигиена и косметика":
И это лишь незначительная часть отчетов, которая доступна клиентам АйТи-Аптека!
Полная информация - на нашей презентации. Позвоните или напишите нам, и мы ответим на все ваши вопросы по программе!
Возможно, вас заинтересуют другие возможности нашей программы: