Вторая статья "Действенная система мотивации персонала" - здесь
Рассмотрим следующий инструмент!
Работа с ассортиментом и товарными запасами
Аптеки - одни из лидеров розничного рынка по сложности управления товарными запасами. Ассортимент среднестатистической аптеки может насчитывать несколько тысяч наименований. Несистематизированная и неструктурированная работа с ассортиментом может привести к негативным последствиям:
- излишние товарные запасы отнимают денежные средства из оборота
- дефектура уменьшает выручку аптеки
- товары с истекающим сроком годности или потерявшие товарный вид увеличивают затраты аптечной организации.
Все это приводит к падению товарооборота и снижению прибыли аптеки. Товарные запасы аптеки являются статьей расходов даже более затратной, чем фонд оплаты труда. К сожалению, у заведующего аптекой не всегда есть время, чтобы уделить товарным запасам аптеки должное внимание, часто вся работа сводится к заказу товара у поставщиков и выявлению товаров с истекающим сроком годности, и несомненно, данная работа является очень важной, но обязательно нужно работать и в других направлениях.
Как сократить время на заказ поставщикам до 15 минут в день, чтобы появилось время для работы с товарными запасами - здесь.
Что нужно делать, чтобы товарные запасы аптеки были оптимальными?
Об этом - ниже
Выкладка товаров в аптеке: особенности и лайфхаки
Покупатели посещают аптеку, как правило, с конкретным запросом. Однако, грамотно расположив товар на полках, можно помочь с выбором тех или иных позиций и напомнить о тех товарах, которые требуются почти всегда. Только за счет грамотного расположения товаров можно увеличить выручку аптеки на 15%!
Какие реально работающие правила размещения товаров аптека может использовать с своей работе?
Оптимальная высота расположения
- Уровень глаз человека (все витрины аптеки, не только прикассовая зона) - это высота 1,1–1,7 метра, так называемая «золотая полка». На ней лучше всего представить товары, которые могут стать импульсивной покупкой. Например, новинки или товары, на которые сейчас большая скидка. Так как по статистике 70% посетителей аптек - женщины, то на данных полках можно расположить именно товары для женщин (или для детей - это тоже хорошо работает).
- большие яркие упаковки привлекут внимание издалека
- товары, предназначенные непосредственно для целевой аудитории (соки, гематоген, игрушки и др) будут находиться как на уровне глаз детей
- Выше 1,7 метра - данный уровень традиционно считается аптеками не очень выгодным для выкладки, особенно если говорить про высоту выше 1,7 метра. Располагайте там крупные упаковки, например, тонометры или подгузники - посетитель аптеки увидит их издалека. Если осталось место, то можете продублировать вверху часть товаров, расположенный снизу.
Сезонная выкладка товаров
Работа с сезонной выкладкой начинается с анализа продаж предыдущих сезонов и изучения предложений поставщиков на рынке на данный момент.
Программа М-АПТЕКА плюс дает широкие возможности для анализа продаж за любой прошедший период! Расскажем о некоторых отчетах, которые доступны пользователям для работы с товарными запасами.
ABC и XYZ анализ позволяет выявить группы наиболее ценных товаров на основе статистики продаж за выбранный период (прошедший сезон): их объём и доля в ассортименте а также стабильность и вариативность продаж таких товаров. Анализ позволяет понять, когда сезонные колебания спроса меняют состав этой группы, чтобы оптимизировать ассортимент.
Пример отчета по продажам за сезон простуд прошлого года для выявления сезонных товаров:
Модуль «Отчёты по товарным категориям» позволяет выполнить анализ товарных запасов и продаж в разрезе классификаторов:
• для лекарственных препаратов
- АТХ (АТС) – классификация;
- Фармакологическая классификация;
- МКБ-10 –классификатор;
• для прочих товаров аптечного ассортимента ( парафармации) применяется разработанная экспертная классификация «Фарма-Эксперт».
Модуль позволяет формировать несколько отчетов:
- Общий отчет за период
- Общий отчет в динамике
- Общий отчет по ценовым диапазонам
- Детализированный отчет
Ротация товаров: надо ли и зачем?
Все мы знакомы с ситуацией в продуктовом магазине, когда внезапно не обнаруживаем товар в привычном месте. Логика руководства магазина понятна: покупатель будет осуществлять поиск нужного ему товара и в процессе поиска будет обращать внимание на другие товары. Такая "стратегия" повышает вероятность спонтанных покупок. Аптеки в плане ротации товара имеют свою специфику:
- аптек с открытой выкладкой, которая позволяет использовать полноценную ротацию товаров (имеется ввиду, что товары перемещаются с места на место не ради идеи, а для того, чтобы клиенты изменили свой привычный маршрут) не так много.
- покупатели в последнее время часто сталкиваются с дефектурой. Это приводит к тому, что не найдя товар на привычном месте и не захотев ждать в очереди, чтобы спросить о его наличии, скорее всего, просто уйдут без покупки.
Например, ротация хорошо зарекомендовала себя для сезонных товаров: ассортимент данной полки или витрины постоянно изменяется, что, соответственно, ведет к движению товаров на других витринах (если средства для похудения переехали после зимы с нижнего уровня на полку с сезонными товарами, то их место надо чем-то заполнить). Аналогично меняется товар по акции.
Можно раз в неделю менять товары в прикассовой зоне и смотреть, как это влияет на статистику продаж данных товаров, выявляя те позиции, которые размещать там целесообразнее всего, и периодически меняя их.
Обзор остальных инструментов увеличения прибыли аптеки - читайте в наших следующих статьях!
Приглашаем вас к сотрудничеству с нашей компанией! Ждем ваших обращений!
Или прямо сейчас вы можете посмотреть видео о возможностях программы М-АПТЕКА плюс: